Год Украины в Российской Федерации был помпезно открыт 29 ноября в Кремлевском дворце Фестивалем искусств Украины. По этому поводу из Киева в Москву спецпоездом прибыла внушительная делегация (550 человек). В старых добрых традициях нас встречали под звуки духового оркестра, правда, митинга, пламенных речей и хлеба с солью не было. Вот только в гостиницах нас в таком количестве словно и не ждали, и поселение заняло около трех часов. Многим артистам пришлось отправиться на репетиции, так и не отдохнув с дороги.
По дороге мы не видели афиш, сообщающих о концерте. Поэтому днем, воспользовавшись паузой, я провела на Арбате блиц-опрос. Место выбрала бойкое: центр города, рядом Украинский культурный центр. Интересовалась двумя вопросами: знают ли об инициативе Президента Владимира Путина провести в России год Украины и о концерте в Кремлевском дворце. Увы, о годе Украины кое-что слышали только трое, а о фестивале и концерте — лишь один из тридцати опрошенных. Причем он оказался представителем украинской диаспоры в Москве.
ЗАКУЛИСНЫЕ СТРАСТИ
О том, что выступление наших артистов — дело политической важности, стало понятно по пристальному вниманию и опеке министров культуры России и Украины — Михаила Швыдкого и Юрия Богуцкого, присутствовавших на всех репетициях. Программу лично утверждал и корректировал вице-премьер Владимир Семиноженко. К концерту готовились с особенной тщательностью, ожидая, что его посетят главы государств СНГ, прибывшие на саммит по случаю 10-летнего юбилея Содружества (в действительности же на нем из высоких гостей были только В. Путин и Л. Кучма с супругами). Именно это обстоятельство внесло определенную долю нервозности в проведение фестиваля. Боясь террористических провокаций, были предприняты особые меры безопасности. Даже аккредитованным журналистам, имеющим по два спецпропуска с загадочной буквой «Ю», пришлось столкнуться с массой преград. Фотографировать и делать телесъемку позволили лишь несколько минут. Никакие уговоры на стражей порядка не действовали. За два часа до начала программы ведущим вечера Оксане Антонюк, Татьяне Давиденко и Василию Илащуку передали «ЦУ»: объявлять номера по-русски. Пришлось в спешном порядке переписывать сценарий и подводки. Изначально планировалось, что концерт пройдет в двух отделениях, и он был рассчитан на 2,5 часа. Но в итоге его ужали без перерыва на полтора, от чего, надо признать, зрелище ничуть не пострадало.
Речи говорили президенты России и Украины. Леонид Данилович Кучма подчеркнул, что «год Украины выйдет далеко за рамки только культурных мероприятий, а коснется всех областей совместного сотрудничества». В частности, он сказал, что на Западе нас упрекают, что дружим только с Россией, а в России наоборот — что повернуты к Западу. Этот спор напоминает дискуссию, что важнее для дома: крыша или фундамент. Важно и то, и другое. Но самое главное — Украина должна дружить со всеми. Он предложил развить инициативу Владимира Владимировича Путина — чтобы 2003 год стал годом Российской Федерации в Украине.
Затем на одной сцене выступали украинские и российские коллективы. Всего было задействовано 700 человек: ансамбль танца им П. Вирского, хор им. Г. Веревки, Российский симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов Украины, Показательный оркестр Минобороны РФ, солисты Национальной оперы Украины Дмитрий Гнатюк и Мария Стефьюк, актер московского театра им. Вахтангова Василий Лановой, эстрадные звезды София Ротару и Василий Зинкевич. Ради этого концерта наш прославленный бас Валентин Пивоваров, ныне работающий по контракту в ведущих оперных театрах Европы, приехал из Вены. Яркий номер «Бал у Штрауса» поставил специально для фестиваля знаменитый балетмейстер Валерий Ковтун (в настоящее время живущий и работающий в Японии). Его исполнили солисты балета Национальной оперы Украины Елена Филипьева, Леонид Сарафанов, Андрей Гура и учащиеся Киевского хореографического училища.
В разгар гала-концерта к пульту подошли представители администрации российского президента с требованием ровно в 19.00 опустить занавес и объявить перерыв. Иначе президенты встанут и уйдут. С этой минуты начался отсчет уже по секундомеру. Исключение никому не делали — все выступали по одному номеру. София Ротару, исполнив «Червону руту», цветы получала уже за кулисами. Впрочем, зрители даже не догадывались о той нервотрепке, которая царила за сценой и которую можно было избежать еще на стадии подготовки концерта. Тепло принимали всех артистов, а когда прозвучали шевченковские «Реве та стогне Дніпр широкий», весь зал поднялся.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
После концерта выяснилось, что президенты опаздывали на встречу к Борису Ельцину, поэтому узнать, кто конкретно больше всего понравился почетным гостям, не удалось. Но судя по тому, что презент от Путина — швейцарские часы — получили артисты квартета «Гетьман», то именно их выделил российский президент. Как признались певцы, летом они выступали в Форосе с большой программой. Именно там впервые их услышал глава российского государства и, похоже, запомнил.
Что же касается программы, показанной в Москве, то во многом она была традиционной. У Бориса Шарварко многолетний опыт постановки официальных концертов. Обязательно фольклор, классика и популярная музыка. Как признались москвичи, они практически такие программы не видят, так как на их торжествах делается ставка на эстрадных звезд, а не на разножанровость.
Среди публики было много дипломатов, политиков и деятелей культуры и искусства двух стран. В частности, экс-посол РФ в Украине Юрий Дубинин подчеркнул, что «нам уже недостаточно дней, недель и месячников. Нужны годы тесного сотрудничества между нашими странами. В «Президент-отеле» был презентован двухтомник дипломатических документов соглашений Украины и России за последнее десятилетие, ставшее уже нашей общей историей». По словам дипломата, концерт в Кремлевском дворце показал, насколько богата талантами украинская земля. Среди зрителей был и Петр Демичев, который в 70 — 80-х годах являлся министром культуры Советского Союза. Он поздравил своих любимцев Дмитрия Гнатюка и Марию Стефьюк с прекрасным выступлением. Больше всего вопросов после концерта было к Софии Ротару, но певица лаконично ответила: «Если поешь искренне, то перевод не нужен. Есть песни, проверенные временем. Одна из них — ивасюковская «Червона рута». В середине декабря София Михайловна на этой сцене покажет свою новую сольную программу. И поэтому делиться планами перед журналистами не стала, чтобы не сглазить.
А ЧТО ДАЛЬШЕ?
После концерта членам нашей делегации пришлось ожидать автобусов более двух часов. Ладно, мы — люди взрослые, можем и потерпеть. Но ведь в программе принимали участие и дети — ученики хореографической школы при ансамбле им. П. Вирского и народный ансамбль танца «Украина» детско-юношеской хореографической студии «Счастливое детство» Днепровского района г. Киева. Ночью на вокзале нас уже не провожали под музыку маршей.
А что же дальше? Дальше будут гастроли в Санкт-Петербурге, Архангельске, Тюмени. Ныне совместно с министерствами культуры обеих стран разрабатывается семь маршрутов по 50 — 70 городам и поселкам России. А в конце следующего года состоится финальный концерт мастеров искусств. И будем готовиться к встрече россиян с ответным культдесантом в 2003 году.