В наш сегодняшний день гаевки вошли еще из языческих времен. Тогда они символизировали приход тепла и приближение весенних полевых работ. С помощью танцев и громкого пения наши предки передавали свою энергию природе, чтобы все живое вокруг проснулось и снова ожило. Лидер группы «ВВ» Олег Скрипка предложил всем желающим эту традицию продолжить в Музее народной архитектуры и быта в Пирогово.
Гаевки — весенние игры, сочетающие в себе пение, танцы, пантомиму. Поются гаевки во время народных обрядов одновременно с танцами, хороводами, играми, которые должны призвать весну и обеспечить хороший урожай. Язычники выполняли эти обряды вокруг священных гаев — именно отсюда и пошло название праздника. Известный сказочник и завсегдатай всех фолковых событий Лирник Сашко рассказал «Дню», что во время гаевок издавна пелись специальные песни, с них, собственно, и началось действо: «Гаевки — это настоящий народный праздник. Так в народе призывали весну. Кричали: «Весна, приходи»! Чем громче, тем лучше. А потом уже были танцы, веселье, сказки — кто что мог, то и показывал. Естественно, что обычаи со временем значительно изменились. Но хорошо, что осталась основа».
Гаевки, инициированные Олегом Скрипкой, можно назвать репетицией уже известного этно-фестиваля «Країна мрій», ежегодно проходящего в июле и организованного опять же усилиями фронтмена «ВВ». На Певческом поле в музее под открытым небом, несмотря на довольно холодный ветер, собралось немало людей. Все желающие могли увидеть, как работают народные мастера, поучиться делать кукол-мотанок или даже ковать железо... Многие гости праздника присоединялись к хороводам, танцам, пению, ставшим своеобразным сочетанием народных обрядовых действ. Постепенно традиционные гаевки приобрели несколько осовремененную форму и перешли в выступления этно-групп «Буття», «Володар», «Гуртоправці», «Чоботи з бугая», а также самого маэстро Скрипки, исполняющего украинские романсы.
Фольклорные праздники, устраиваемые Олегом Скрипкой, интересны, в первую очередь, тем, что всегда собирают множество разных людей: от детей и молодежи (которой, между прочим, большинство) до самого старшего поколения. На гаевках на этот раз можно было встретить много иностранцев, не без восторга и изумления в глазах наблюдавших зажигательные народные гулянья. Так, профессора архитектуры Берлинского университета искусств Карла Дитера Бодака больше всего поразило то, что гости гаевок свободно чувствовали себя рядом с профессиональными танцорами и не отказывали себе в удовольствии встретить приход весны активно. «Я действительно счастлив, что попал на этот праздник, — отмечает он, — здесь господствует удивительная атмосфера. Удивительно, но в среде абсолютно чужой для меня культуры я чувствую себя очень комфортно. Кроме того, это место интересует меня еще и с точки зрения здешней архитектуры, которая представляется мне довольно интересной». Надо сказать, что особую энергетику таких действ отмечают все без исключения. «Гаевки — это святое дело. Для души очень хорошо. Напряжение отпускает, забывается вся эта политика, — радуется Лирник Сашко, — так хорошо: все лица знакомые, все улыбаются. Можно посидеть, выпить, как следует, да попеть от души. Незнакомые люди подходят, здороваются, знакомятся. Здесь все, будто родственники... Гаевки в Киеве дают возможность почувствовать себя украинцем. Кто-то воспримет культуру через обрядность, кто-то через концерт, кто-то пришел сказку послушать, а кто-то что-то новое для себя увидит. Это как кирпичики, которые прибавляются и прибавляются»...