С 25 по 28 ноября на сцене театра им. И. Франко будет гастролировать Московский академический театр им. Е. Вахтангова. Избегающее дешевых антреприз развлекательного толка продюсерское агентство «Интерлекс» и на этот раз привозит в столицу спектакли, добротно и осмысленно поставленные по классическим произведениям.
Откроет четырехдневные гастроли вахтанговцев пушкинская «Пиковая дама», поставленная одним из самых уважаемых мэтров российской режиссуры Петром Фоменко. Данная версия «Пиковой дамы» интересна уже тем, что зритель видит знакомый хрестоматийный сюжет не на оперной, что стало привычным, а на драматической сцене. Интриги этой сценической версии Пушкина добавляет еще и то, что прочитал классическую историю о магических трех картах и оживил ее на прославленных подмостках именно славящийся своим почтительным отношением к классике Фоменко. Да еще и сделал это вместе с замечательными, горячо любимыми публикой актерами. С завоевавшим славу «первого актера» вахтанговской труппы Юрием Яковлевым, мастерски перевоплощающимся в несколько эпизодических ролей (Чекалинский, Старый гусар, Сен-Жермен, Англичанин). С экстравагантной Юлией Рутберг в эксцентричной роли Таинственной Незнакомки. С Евгением Князевым, который в своем Германе сыграл драму человека, завистливо наблюдающего, как другие вступают в страстную, рисковую игру с Судьбой, но не способного также поставить все на карту. Наконец, в фоменковской «Пиковой даме» публика увидит Прекрасную Даму вахтанговского театра, дерзко играющую Графиню Людмилу Максакову. Ее кашляющая, глухая, лысая старуха удивительным образом пробуждает в зрителе образ графини молодой, ради которой, по заверению критиков, каждый присутствующий на сцене и в зале готов был бы застрелиться.
Людмилу Максакову столичная публика будет созерцать и в объявленной в телерепортажах событием сезона чеховской «Чайке», которую поставил одаренный актер прославленной труппы Павел Сафонов, еще одна режиссерская надежда театральной Москвы. Кроме вахтанговской примадонны в роли Аркадиной в «Чайке» заняты и другие звезды: Юрий Яковлев выезжает на сцену в инвалидной коляске в роли старика Сорина; Сергей Маковецкий вьется вокруг героини Максаковой в роли незадачливого беллетриста Тригорина; Вячеслав Шалевич играет драму неспособного на сильные чувства брюзгливого Дорна. Роль же мятежного молодого драматурга Треплева, низвергающего в искусстве старые формы, Павел Сафонов отдал своему однокашнику по театральной школе Владимиру Епифанцеву, снискавшему шумную славу скандальными спектаклями типа «Анны Карениной — 2».
В «Дядюшкином сне» Федора Достоевского киевлян не минует встреча и с другими мастерами Театра им. Вахтангова. Владимир Этуш играет посетившего захолустный городок Мордасов дряхлого Князя К., Мария Аронова — охотящуюся на него ради счастья дочери предприимчивую Марию Александровну Москалеву. Собственно, спектакль «Дядюшкин сон», которым завершатся эти короткие гастроли вахтанговцев в Киеве, и ставился в расчете на Владимира Этуша, как обычно, умеющего с бенефисным запалом снабдить своего персонажа десятками смешных деталей и приспособлений. Наряженный в нелепый парик и не менее нелепые усы, старый князь в исполнении мастера воплощает комичность и трагизм лишенной подлинного уважения старости, которая не знает своего места и предназначения в жизни. Князь К. в исполнении Этуша, по мнению критиков, стал своеобразным предупреждением и отцам, и детям: отцы не должны «рядиться» в детей, дети не должны позорить отцов.