Одесса в настоящее время — один из фестивальных центров Украины. Только лишь завершился I Международный фестиваль классической музыки, который проходил в Одесской филармонии, как на этой же концертной площадке любителей классики собрал уже II Международный музыкальный фестиваль Black sea music fest.
Это масштабное музыкальное действо традиционно проходит на завершающем этапе концертного сезона Национального одесского филармонического оркестра (НОФО). Основан фестиваль в 2014 году художественным руководителем и главным дирижером НОФО Хобартом Эрлом при поддержке известного мецената Сергея Гриневецкого. Основная идея форума — единство и мир через искусство и культуру. Организаторы стремятся через музыку выдающихся композиторов и виртуозную игру мастеров исполнительского искусства объединить европейское культурное пространство в Украине, избрав центром черноморскую жемчужину — Одессу.
Нынешний фест открыла «Опера-Гала» при участии известных вокалистов — звезд мировой оперной сцены, воспитанников ОНМА им. А. Неждановой: Татьяны Мельниченко (лирическое сопрано), молодой примы Берлинской государственной оперы Хулькар Сабировой (сопрано); лауреата прошлогоднего конкурса им. Н. Глинки, солиста Национальной оперы Украины Валентина Дитюка (тенор) и солиста Одесского театра оперы и балета Игоря Царькова (бас).
Если большинство из заявленных исполнителей связано с одесской сценой, то уроженка Узбекистана Хулькар Сабирова в Одессе впервые. Ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (которую она несколько дней назад исполняла в Берлине в фортепианном сопровождении) с симфоническим оркестром Сабирова впервые исполнила именно на упомянутом концерте. В программе первого дня фестиваля доминирующей была музыка Верди, что объясняется, прежде всего, участием Татьяны Мельниченко и Валентина Дитюка — певцов, в репертуаре которых произведения Верди являются ключевыми. Звучали также арии и увертюры из опер Россини, Гуно, Вагнера, Масне, Масканьи.
Игра оркестра под руководством Хобарта Эрла завораживала. Если наша берлинская гостья — Хулькар Сабирова — очаровала одесситов своим переливчатым и пластичным голосом в роли Царицы ночи, то Татьяна Мельниченко стала настоящей оперной царицей вечера! Исполнение Валентином Дитюком произведений Верди, в частности арии Альфреда из оперы «Травиата», открыли одесской публике замечательного, перспективного артиста, чей лирико-драматический тенор привлекает красивой тембральной окраской. Убедительным был Игорь Царьков, который, среди прочего, с большим чувством исполнил арию Кривоноса из оперы Данькевича «Богдан Хмельницкий».
Фестиваль продолжил open air, который состоялся около памятника Дюку на Потемкинской лестнице, где НОФО исполнял классическое мультинациональное попурри. Этому действу предшествовала демонстрация документального фильма «Музыка мне спасла жизнь» («Оскар», 2014), посвященная памяти самой старой женщины планеты, которая пережила Холокост, пианистке и педагогу, жене известного скрипача Леопольда Зоммера — Алисе Херц-Зоммер (1904-2014 гг.). Этот фильм еще не демонстрировался на восточноевропейских поприщах. Идею концерта под открытым небом впервые в рамках подобного феста поддержала Одесская мэрия.
Среди ведущих участников нынешнего музыкального действа один из лучших представителей мировой пианистической школы старшего поколения и хорошо известный одесситам — пианист Борис Березовский (Брюссель, Бельгия). Он завершит программу фестиваля 26 июня исполнением Концерта для фортепиано с оркестром (1936) Хачатуряна и «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина в сопровождении НОФО. Это еще одна изюмина фестиваля, ведь «Рапсодию...» в качестве пианиста исполнял сам композитор в 1928 году, и именно ее запись послужила образцом, на который ориентировался маэстро Эрл (кстати, это чрезвычайно популярное произведение НОФО еще не исполнял).
Концерт Хачатуряна предложил включить в программу Борис Березовский. Считается, что это одно из наиболее сложных и редко исполняемых произведений подобного жанра, в котором слушателя захватывает состязательность двух ведущих партий, фортепианной и оркестровой, и делается это по-хачатуряновски темпераментно. В концерте синкретично объединилась стилистика и приемы поздних романтиков, импрессионистов и модернистов, в частности, Прокофьева, чьими советами во время написания упомянутого концерта пользовался молодой композитор.
Один из финальных номеров заключительного концерта — произведение Гершвина «Американец в Париже», которое включено в основной репертуар НОФО.
Во время концертов в фойе филармонии экспонируется художественная выставка членов Одесской областной организации НСХУ, на которой представлены маринистические произведения живописи, созвучные теме фестиваля.