Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ехали медведи...

На арене киевского цирка стартует новая программа
31 января, 2005 - 20:46
«СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР»: ГОЛОВА ВОСПИТАТЕЛЯ В ПАСТИ У ПОДОПЕЧНОГО / В СОСТАВЕ НЫНЕШНЕЙ ПРОГРАММЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦИРК» — ЛУЧШИЕ РАБОТЫ АРТИСТОВ МОСКОВСКОГО ЦИРКА ИМ. Ю. НИКУЛИНА. В ЧАСТНОСТИ — ГРУППА С НОМЕРОМ «ВОЗДУШНЫЙ ПОЛЕТ» АЗЫ АВТОМОБИЛЕВОЖДЕНИЯ УСВОЕНЫ. ОСТАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ ПРАВА «ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ». ВЕРСИЯ КЛОУНСКОЙ ГРУППЫ «А», ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ МОСКОВСКУЮ АРЕНУ

Представьте себе состояние зрителя первого ряда, на которого весьма прытко несется 100 — 150-килограммовое «тельце» аллигатора. Вот «зеленый» наполовину перевесился через бордюр цирковой арены, его внушительных размеров голова уже улеглась ошалевшему посетителю цирка на ботинок... Повелитель аллигаторов делает вид, что ничего не замечает. Хотя, конечно же, краем глаза следит за развитием ситуации и знает грань допустимого. Но... был бы, наверное, этот уникальный номер куда преснее, если бы не возможность пощекотать нервы публике. Вот, Повелитель «опомнился», подбежал к «распоясавшемуся» подопечному... Мудреное постукивание аллигатора по одному Мастеру известным точкам крокодиловой морды, несколько манипуляций руками и... рептилия застывает в динамичной позе. По всей арене цирка «разбросаны» еще семь таких увесистых несколькометровых «скульптур». Брыкающегося аллигатора, пыхтя, выносят три- четыре цирковых помощника, а Повелитель — их «заколдовывает». Дрессура или гипноз? Решайте сами, призывает известный всему миру французский Король аллигаторов и питонов Карах Кхавака. Ответ на этот вопрос — не просто профессиональная тайна, а тайна целой цирковой династии: с этим уникальным номером выступал еще дед Повелителя. Некоторые из подопечных перешли к нему в «наследство» от отца — работать в манеже крокодил может до 80 лет. Не каждый, к слову: среди рептилий, как и среди людей, есть более или менее одаренные. Для того, чтобы понять, живет ли в зубастом земноводном «творческое начало», Мастер отбирает претендентов в возрасте полугода, выгуливает, как простую собаку, на поводке, играет с ними и наблюдает за их поведением.

Номер, который удалось привезти из Франции, несомненно, экзотичен и является главной изюминкой новой программы Национального цирка Украины. Но, конечно, далеко не единственный из интересных. Может, номер, которому (вспомним хорошего детского писателя Корнея Чуковского) можно дать условное название «ехали медведи на велосипеде», — якобы не нов. Однако правильно замечает известный дрессировщик львов и худрук киевского цирка Владимир Шевченко: есть номера и трюки, идея которых возникла не сегодня. Истинное мастерство заключается как раз в том, чтобы умудриться заворожить публику. Думается, Виктор и Ольга Кудрявцевы, представляющие Московский цирк им. Ю. Никулина, очень даже недаром стали в свое время «народными» в России — их воспитанники покоряют. Вероятно, потому что сами супруги Кудрявцевы принципиально называют себя не дрессировщиками, а именно воспитателями. Особенно ярко и очень по-современному смотрится кульминация программы: косолапый, «с ветерком» прокатывающий своих педагогов по арене на мини-джипе.

Интересного в новой программе «Международный цирк» немало. Это и большая группа акробатов из Румынии с подкидной доской. Это и молодой акробатический дуэт (получивший в сентябре прошлого года первую премию на Всеукраинском фестивале циркового искусства), и воздушные гимнасты из Донецка. Завораживает и почти балетный номер с ламами — животными с королевской поступью и осанкой, но весьма сложно поддающимися дрессировке. Их партнеры по арене — целая «стая» куда более покладистых и не менее артистичных шотладских овчарок.

Задача, стоящая нынче перед киевским цирком, — возродить былую славу. В советские времена три манежа — наш, московский и ленинградский определяли уровень циркового искусства. Не стало объединяющей их структуры — Союзгосцирка — разорвались связи, возникли проблемы с финансированием и возможностью создавать программы, соответствующие прежним высоким стандартам. Если не считать нынешнюю и предыдущую программы, поставленные на киевском манеже, иностранные артисты работали последний раз на нашей сцене почти 20 лет назад.

Наталья МЕЛЬНИК, фото Леонида БАККА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ