Ушедший театральный сезон Национальной оперы запомнился, кроме пяти премьер, небывалым количеством почетных званий и наград, которые были присвоены и вручены в день закрытия юбилейного 140-го сезона. Среди отмеченных была солистка оперы Екатерина Стращенко, обладательница яркого, сочного, густого и тембрально богатого лирико-драматического сопрано.
Первое свое выступление уже в качестве заслуженной артистки Украины певица проведет в Ялте на открытии Международного фестиваля «Звезды планеты». Это будет вроде «распевки» перед предстоящим театральным сезоном, который включает и новые постановки, и работу над текущим репертуаром, и гастроли. В частности, оперную труппу с нетерпение ждут в Японии со спектаклями «Турандот», «Манон Леско» и «Травиата». В первых двух операх Екатерина Стращенко занята в партиях Лиу и Манон.
— Моя семья к музыке не имеет никакого отношения, — признается певица. — Родители работали на заводе «Красный котельщик» в Таганроге. В пять лет меня отдали учиться в музыкальную школу. Водила на занятия бабушка. С детского сада я стала главной певуньей, участвовала во всех утренниках. В общеобразовательной школе почувствовала свое призвание — к музыке и пению. Меня часто забирали с уроков на всевозможные смотры и концерты, а после школы я начала серьезно заниматься вокалом...
— Почему вы решили учиться пению в Киеве?
— Здесь жила моя тетя, поэтому родители отпустили с более или менее спокойной душой. А может, судьба вела к моему педагогу Евгении Семеновне Мирошниченко, непревзойденной певице. Кстати, в первый год я не поступила в консерваторию, уехала обратно в Таганрог, устроилась работать пионервожатой в свою школу. И вдруг звонит Евгения Семеновна, предложив «стать вольной слушательницей». Оказывается, она запомнила меня на вступительном экзамене. А когда начались занятия, спрашивает у студентов: «А где Катя?» Ей говорят, что не поступила. «Как не поступила?!» — закричала Мирошниченко и пошла в приемную комиссию, нашла в документах наш номер телефона и ... решила мою судьбу. Правда, несмотря ни на что, поступить на курс мне удалось только с четвертой попытки, но зато уже сразу на второй подкурс.
— Евгения Семеновна специализируется на подготовке колоратурных сопрано, а вас можно назвать исключением в ее педагогической практике.
— У меня оказался широкий от природы диапазон. Приходили слушать многие педагоги, в частности, Евдокия Васильевна Колесник и Виктор Николаевич Курин, чтобы определиться с моим голосом. Но главным своим учителем я считаю Евгению Семеновну. Я ее боготворила, хотя в учебе гоняла она меня жестко, порой и до слез доходило. Некоторые студентки не выдерживали ее резкости, уходили. Уверена, что благодаря ее ироничной требовательности я хорошо постигала вокальные премудрости.
— В Национальную оперу вы пришли, будучи еще студенткой?
— Это произошло на четвертом курсе, в 1999 году. Меня пригласили на партию Мими в «Богему». Проработав почти два года в театре, свой госэкзамен я сдавала на его сцене (это была премьера «Паяцев» — комиссия зачла партию Недды как выпускной экзамен). С тех пор я спела множество партий, а самыми любимыми считаю Тоску и Чио-Чио-сан. Очень нравится Мими, но почему-то Николай Дядюра, дирижер-постановщик «Богемы», видит во мне другую, более ветреную героиню — Мюзету. Пою и ее, хотя по душе остается Мими. Вряд ли найдется певица, могущая похвастаться тем, что спела все, о чем мечтала. Да и рано говорить о несбывшихся мечтах. Но все равно, в репертуаре театра есть спектакли, к которым я готова, но пока не удается их спеть. Мечтаю о «Норме», над которой со мной работала Евгения Мирошниченко. В «Манон Леско» меня ввели спустя два года после премьеры. На гастролях в Японии, как сказал наш импресарио Ямамото, в одном из городов на «Манон» на мое участие сделан специальный заказ. Я еще не знаю, радоваться ли подобным вещам, но самолюбие тешит...
— На каких сценах вы еще выступали?
— В Казани пела Тоску. В Баку приглашали на «Паяцев» и «Богему». Такие поездки интересны возможностью поработать с вокалистами самых разных школ. В прошлом сезоне у меня было два концерта в Национальной филармонии: памяти дирижера Стефана Турчака и в честь юбилея маэстро Дж. Пуччини. Концертная деятельность позволяет расширить свои исполнительские возможности, дополнять оперный репертуар камерными произведениями. Хочу записать свой первый диск французской музыки, который будет составлен из арий и песен Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Мануэля де Фальи. Программа уже готова, осталось найти спонсора, что для классической музыки ныне не так-то просто.
— Вы не только певица, но еще жена и мать. Легко ли сочетать богемную и семейную жизнь?
— Нашей четырехлетней дочке Лизе досталась артистическая семья. С мужем, солистом нашего театра Юрием Аврамчуком мы познакомились в консерватории, работаем на одной сцене. Частые поездки и специфический график работы вынуждает нанимать для ребенка няню. Определенные сложности, конечно, есть. В театр дочь любит ходить, но больше предпочитает балет, а оперу готова слушать только если я выступаю на сцене. Когда Лизе было всего два месяца, в Австрии ставили «Мадам Баттерфлай» (контракт я подписывала, будучи беременной, но дирекции ничего не сказала), и пришлось нам ехать вдвоем. Организаторы предоставили мне двухкомнатные апартаменты, поскольку с дочерью была няня. Так что нашей малышке с колыбели приходится «кочевать», а мы с мужем стараемся все свободное от работы время проводить вместе...