Основательница музея, доктор культурологии Светлана Китова вот уже несколько десятилетий «считывает» с вышитых рушников закодированную информацию, взяв на вооружение глубинные знания по этнографии, литературе, психологии и философии. Она знает, почему украинские женщины вышивали пауков, как с помощью вышивки можно было создать оберег, а также заверяет, что каждый рушник — это настоящее произведение искусства. При этом утверждает: нераскрытых загадок еще много...
ЧТО В ОРНАМЕНТЕ ТВОЕМ?
Музей открылся 20 лет назад в Черкасском национальном университете им. Б. Хмельницкого. Однако задолго до этого Светлана Китова начала собирать старину. Еще когда жила и работала в Ровно, познакомилась с известным искусствоведом Павлом Желтовским. Доныне она хранит маленькое полотно с необычной вышивкой.
— Желтовский в углу церкви села Островцы Владимирецкого района заметил тряпочку, которой собирали воск. Расправил, протянул мне и говорит: «Держи, поумнеешь и, может, тогда расскажешь, что там на ней такое, — вспоминает Светлана и объясняет, что на рушнике изображены женщины с волосами аж до неба — плеяды (они же — зарницы или волосожары).
Переехав в Черкассы, исследовательница начала собирать рушники. Она безразлична к разным техникам вышивки, зато ее интересует орнамент.
— Каждый раз просто влюблялась в очередной рушник, считала, что он самый лучший. Однако все рушники отличаются между собой только по количеству и качеству информации, которую они несут, как любой вид искусства. Чем больше я этим занималась, тем больше понимала, что говорить о наших рушниках как о ремесле совершенно неуместно. Ведь именно в рушниках сосредоточено мировоззрение народа, его отношение к миру, — рассказывает об этом замечательном искусстве основательница Музея рушника.
Кстати, она — автор книги «Полотняная летопись Украины». Все свои идеи и догадки, подкрепленные мнением других ученых, изложила в уникальном научном труде, рассказывая об особенностях орнаментов вышитых рушников.
«ЛЯГУШКА НА ВЕЛОСИПЕДЕ» И ПАУКИ-«ОСНОВАТЕЛИ»
В музее преимущественно собраны рушники конца ХІХ — начала ХХ века. По словам исследовательницы, до 1950-х годов украинские женщины шили старые орнаменты, а затем перестали. Вот, например, в конце ХІХ века начали появляться сюжеты «і ставок, і млинок, і вишневенький садок». На них изображали все, что хотелось иметь — корову, садик, дом. Буква «Ж» означала жизнь, здоровье и свадьбу. Поэтому можно сделать вывод, что такой рушник вышивала девушка.
— Смотрите, какие буквы — фита и ижица. Это же еще Петр І их упразднил. А в 1927 году одна женщина взяла да и решила вышить их на своем рушнике. Чего они только не вышивали! Есть один рушник, на котором в землю воткнуты мечи (только рукоятки торчат), два знака земли и около них какая-то черепашка. А из земли тянется рука. До сих пор не пойму, что все это означает, вот и называю этот орнамент «лягушка на велосипеде», — смеется Светлана.
И показывает другой рушник, который творили как своеобразный оберег. Надпись свидетельствует, что его вышивала в 1909 году Зинаида Васильевна: «Или сама вышивала, или же вышили для нее. Потому что черным вышита буква «з» и потом много букв «ж», что означает «Зина — живи!». А дальше идут маленькие человечки — первый с крестом, а второй — желтый. Говорят «пожелтел, глаза пожелтели», то есть больной. И эта Зина была больна и просила у Бога помощи: «Боже, помоги! Люди, помогите!» Этот рушник — зов о помощи. Наверное, той Зине в начале прошлого века было очень плохо», — утверждает исследовательница.
А вот еще один рушник. На этот раз 1928 года. На нем вышиты пауки. Светлана говорит, что пауков женщины начали вышивать после того, как отовсюду стало раздаваться, что Ленин — основатель, Сталин — основатель и т. п. Так на украинских рушниках появились такие себе пауки, которые «ткут» свою паутину. Каждый орнамент на рушниках имеет свое объяснение. Причем взвешенное и подтвержденное фактами. Светлана Китова с недоверием относится к пересказам и легендам. Демонстрирует рушник, найденный на Чигиринщине. На нем изображена буква «а» и якорь: «Говорят, что царица Екатерина очень любила ребят из Чигирина и поэтому отправляла их на флот. Но если взять любую книгу по истории христианства, то везде написано, что «аз» — это первый. А то, что рядом якорь, объясняется просто — если религия как корабль, то якорь — это устойчивость, покой», — отмечает Светлана.
ГДЕ ХОРОШЕЕ ХОЗЯЙСТВО, ТАМ И НИТОЧКА НЕ ПРОПАДЕТ
Сегодня в музее более тысячи экспонатов. Среди них — 800 рушников, а также — сорочки, плахты, юбки... Кроме одежды, здесь можно увидеть также керамическую посуду, деревянные хомуты, коромысла, прялки, разрисованный сундук, которому более 400 лет, и прочую хозяйственную утварь. И у каждого экспоната своя история, как он попал в руки Светлане Андреевне.
«С годами я стала более сильной и умной. Когда шла в село, то уже знала, чего я хочу и о чем мне спрашивать. Искала конкретные подтверждения своим предположениям. Шла и знала, что в том конце села что-то должно быть. А поскольку я записывала фольклор, то знала, что не нужно слушать тех, кто говорит, что нужно заходить в бедную хату. Нужно идти туда, где хорошее хозяйство, туда, где и ниточка не пропадет. Наш народ такой, что не выбросит», — заверяет Светлана. Иногда покупала, иногда встречались люди, которые дарили ей старинные вещи. А как-то получила письмо из села Любимовка Днепропетровской области. Писала 84-летняя бабка Мария, которая прочитала книгу «Полотняная летопись Украины» и решила прислать четыре рушника. Однако случались и неудачи. В селе Худяки Черкасского района во дворе одной старушки исследовательница увидела огромную белую глиняную миску...
Сегодня Светлана Китова грустит, что не всегда выпадает случай выбраться в какое-то село, походить по домам. Между тем в музей приходит немало постоянных посетителей. Например, приезжают вышивальщицы — не только из Черкасской области, но и из других регионов Украины, — которые интересуются рушниками, они перерисовывают для себя орнаменты, чтобы дать им вторую жизнь. Так увеличивается круг пользователей «вышитой информации». Светлана Андреевна отметила как средство распространения драгоценных знаний и важность нового исторического сайта «Дня».
— Проект «Україна Incognita» жизненно необходим. Это история Украины, современная история и пласт общей истории, поэтому проект очень радует. Хотелось бы, чтобы мой музей был представлен в Интернете таким образом, как в рубрике «Музеи онлайн». Ведь интернет-версия музея — это интересно и перспективно, — заметила Светлана Китова. — Кроме того, возможно, мою книгу «Полотняная летопись Украины. Семантика орнамента украинского рушника» тоже стоит использовать. Я в своей научной работе также постоянно использую Интернет. Освоить его мне помог внук, а я его, меж прочим, заинтересовала своими рушниками, и теперь он помогает мне изучать орнаменты.
ТАЙНА ВЫШИТОЙ АЗБУКИ
Светлана Андреевна дала задание «Дню» и его читателям. Нужно помочь раскрыть тайну вышитых букв на рушниках. «Хочу азбуку сделать. Ведь в коллекции есть невероятно красивые вышитые буквы. Ж — жизнь, В — верую, Б — Бог... Но не могу понять, почему именно таким образом их вышивали. Для этого нужно пересмотреть все алфавиты, чтобы найти сходство. Но что-то никто не хочет за это браться. Вот взгляните — на каждой букве есть центральный цветок и веточка. Откуда они это взяли? Почему в разных концах среднего Днепра любили вышивать такие буквы?» — спрашивает Светлана Китова.