Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экспонаты на каникулах

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства положили начало креативной экскурсии
20 июня, 2019 - 11:34

Музейные раритеты, как и люди, летом должны отдыхать. Поэтому рушники, скатерти, рядна, плахты, пояса, запаски, платки, которым уже более 100 лет, обычно хранятся в фондах и изредка выходят «в свет». Но сейчас в Национальном музее украинского народного декоративного искусства им позволяют подышать свежим воздухом и «погулять» на террасе, откуда открывается замечательный вид на Киево-Печерскую лавру и Днепр.

В это время, посетив экскурсионную программу музея «Экспонат на каникулах», у гостей появляется редкая возможность увидеть старинные народные ткани домашнего пользования вблизи, а не под стеклом в витринах. Разглядеть все детали рисунка и переплетение нитей и даже притронуться к ним, конечно, надев белые перчатки. И главное — открыть для себя тайны украинской народной культуры.

РАРИТЕТЫ С БИОГРАФИЕЙ

На террасе представлены разнообразные предметы одежды и интерьерные ткани конца XIX — начала XX века.

— Все эти вещи хранятся в фондах «ткачества и ковроткачества», который насчитывает свыше 6 тысяч предметов, — рассказывает научный сотрудник музея Людмила ТИХОНОВА. — Некоторые из них экспонируются достаточно часто, а некоторые, к сожалению, не имеют надлежащего экспозиционного вида, но имеют свою биографию и тоже могут рассказать много интересного. Например, запаска, на которой есть надпись — «село Стремигород Радомишльського повіту», сделанная еще рукой Николая Биляшивского — одного из основателей коллекции нашего музея. Она была приобретена в 1905 году.

ЗАСЕЯНОЕ ПОЛЕ

По утверждению научных сотрудников, запаски (женская поясная одежда) относятся к наиболее архаичным элементам одежды, мы можем их видеть еще на трипольских женских скульптурках в виде небольшого треугольничка. Судя по музейной коллекции, запаски изготовляли из разных материалов. Например, на Тернопольщине, в Черновицкой области — из шерсти. А вот на Полтавщине использовали металлическую нить и парчовую ткань. Запаска с Житомирщины изготовлена из льна и украшена орнаментом красного цвета.

— Если внимательно поприсмотреться, то можно увидеть, что на запасках часто повторяется ромбовидный элемент. С древних времен ромб символизировал поле, а ромб с точкой — засеяное поле. Это символ плодородия, который обычно использовали на женской поясной одежде украинок, — объясняет специалист музея.

Древние символы встречаем и на женских плахтах. Например, крест — это символ огня. Плахту с таким узором называли «крещатой». Были также «рожистые» плахты, на которых изображали символ солнышка. А на Черниговщине любимым узором была «карповая чешуя».

Плахты «крылатки» были дороже, так как имели «два крыла». Малоимущие женщины носили плахты, сшитые особым швом из двух прямоугольных кусков ткани. Для женщин, которые были при надежде, было удобно носить такую несшитую одежду.

КРАСНЫЙ — ТО ЧЕРВЕЦ

Девичьи плахты выделяются среди других — они самые яркие. Роскошь носить разноцветную одежду с использованием белого, синего, красного, желтого цветов позволялась только молодым девушкам. Когда женщина выходила замуж, цвета ее плахты становились сдержаннее с доминированием вишневого или синего цветов. Поясная одежда женщин почтенного возраста была уже черного или желтого цветов. В соответствии с цветом плахты называли «червонятка», «синятка, «чорнятка».

Достичь соответствующей цветовой гаммы было делом не из легких. Ведь такого разнообразия красок, как сейчас, конечно же, не было. И мастера, работая с природными красителями, прилагали достаточно много труда, чтобы получить шерстяные нити соответствующего цвета.

— Синий краситель изготовляли из растения индиго, его завозили в Украину. В золотисто-желтый красили, используя шелуху лука. В розовый — липу, но рецепт был очень сложным, не каждый мастер владел им. Но сложнее всего было с красным цветом. Его изготовляли из насекомого червец. За целый день можно было насобирать только чайную ложку червеца. Поэтому эта краска была очень дорогой, но и очень стойкой — сохранялась в течение многих лет, — раскрывает секреты изготовления красителей пани Людмила.

НА ТРОИЦУ — ОГУРЦЫ

В целом, изготовить ткань собственноручно было делом нелегким и очень ответственным. Нужно было знать все о материале, с которым работаешь, уметь пользоваться ткацким станком и проявлять свою творческую фантазию, ведь научиться технично выполнять множество узоров было сложно. А их было очень много: «рядки», «елка», «сосенка», «смеричка», «кружки», «грушки», «шахвы», «дамки», «огурцы» и т.п.

К каждому празднику стол застилали «тематическими» скатертями. На Рождество Христово и Пасху — с изображением символов креста, на Троицу — «грядки с огурцами», на Крещение Господне — с рисунком «гречка». Такого рода праздничные скатерти использовали и во время других важных семейных событий, например, при рождении ребенка и его крещении, во время свадьбы, похорон и т.п.

Это всего несколько фрагментов интересного рассказа о традиционном народном ткачестве украинцев. По окончании каникул экспонаты вернутся на свое место для последующего хранения. Но лето продолжается, и у многих еще есть возможность познакомиться поближе с лучшими образцами ручной работы украинских мастеров прошлых веков.

Марина МАРЧЕНКО. Фото предоставлены музеем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ