Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Электронные призраки

23 апреля, 2008 - 19:32
«ЯРМАРКА ОВЕЦ»

Новая выставка «Цифровые ощущения. Когда технологии становятся искусством» в Центре современного искусства при Киево-Могилянской академии является на самом деле акцией на грани между культурой и бизнесом. Ведь технику для инсталляций, выполненных художниками из США, Австрии, Франции, Великобритании, Японии, Сербии предоставила известная фирма, специализирующаяся на электронном оборудовании; видимо, корпорация и воспринимала экспозицию как часть собственной рекламной кампании. Художники желали иного, поэтому «Цифровые ощущения» стали следствием компромисса между капиталом и искусством, что заметно во всем.

Экспозиция представляет собой восемь интерактивных аттракционов, так или иначе построенных на компьютерных эффектах. Например, для «Мессы голоса» (Messa di Voce), выполненной группой «Тмема» в составе Голана Левина и Захари Либермана (США), нужны два участника. Каждому дают в руки микрофон, и дальше на большом экране, в зависимости от избранного режима, голоса этих двух зрителей трансформируются в различные подвижные формы — узоры, активно танцующие шарики или размытые пятна. Активность и величина этих образов зависит от громкости и высоты голоса.

Другая работа, позволяющая участие двух и даже больше людей, — «Spacequatica» британской группы «Санчо План». Перед экраном, по которому в разных направлениях проплывают самые причудливые морские существа — глубоководные рыбы, моллюски и тому подобное — расположено шесть электронных барабанов. Можно взять в руки палочки и отстукивать любые ритмы, и на каждый удар одно или несколько этих созданий будет отзываться танцевальным па и смешным звуком.

Более творческими являются «Жизненные пространства II» Кристы Зоммерер (Австрия) и Лорана Минонно (Франция). При помощи клавиатуры в строке под экраном, занятым неподвижным пейзажем, пишется любое слово. Машина проговаривает слово в ответ, и потом на экране появляется существо с генетическим кодом, содержащим буквы, из которых состоит написанное слово. Питаются эти существа, похожие на океанский планктон, теми же буквами. «Корм» с помощью клавиатуры набирается в основной части экрана. Существа жадно пожирают буквы, и если еда им по душе, стремительно размножаются. Но постепенно законы естественной саморегуляции берут свое, и популяция начинает вымирать.

Рядом с этим бурным пространством находится скромное абстрактное «Плетение» Кейси Риза. На обычном компьютерном мониторе можно управлять маленькой крапинкой и тремя кружочками. Пространство экрана также заполнено тонкими темными линиями, немного похожими на линии магнитного поля — но ведут себя эти живые кружева по своим особым законам. С каждым «кликом» компьютерной мыши можно привлечь к себе один, два или все три маленьких круга — и тогда за ними постепенно вокруг вашего маленького объекта начнет нарастать невероятное плетение из медленных тонких линий. Упражняясь на этом тренажере, чувствуешь себя то ли творцом неизвестных науке цветов, неизведанных атомных структур или звездных систем, то ли вышивальщиком необыкновенных кружев.

Наименее электрифицирована и наиболее предсказуема — «Овечья ярмарка» американца Аарона Коблина. Предприимчивый «пастух» создал свой сайт, на котором за вполне умеренную плату предлагал всем желающим нарисовать смотрящую влево овцу. Результатом стала не то что ярмарка — а настоящий бестиарий «левопрофильных» овец. Овец- носорогов, игуан, львов, драконов можно увидеть как на бумажных копиях, которыми оклеены стены галереи, так и «кликнув» на определенный участок сайта. Можно даже послать такое животное своему приятелю по э мейлу.

«Мой гербарий» француженки Катрин Ньеки также представляет собой коллекцию невиданных существ, и здесь есть электронный архив, из которого можно извлечь то или иное создание. То, что предстает на экране, напоминает комбинацию растений с какими-то то ли бактериями, то ли, опять же, морскими существами. У каждого из этих образов — свой звук, каждую новую химеру из этого гербария можно посредством компьютерного джойстика препарировать, разложить на части, перевернуть и рассмотреть. Из-за звуков и фантастичности существ это напоминает путешествие в джунглях.

Самые интересные аттракционы расположены в дальних залах Центра. «Фантазм» Такагиро Мацуо (Япония) превращает зрителей в героев мультфильма, своего рода рисованной сказки для школьников младших классов. Берете небольшой шарик, светящуюся красным, и заходите меж двух прозрачных экранов. Сразу же начинает звучать сентиментальная мелодия на фортепиано, а на экранах на свет в ваших руках слетается множество белых бабочек-фантомов. Они послушно следуют за вами, но стоит закрыть шарик ладонью — музыка прерывается, а бабочки разлетаются и исчезают. Простая, но завораживающая конструкция.

Наконец, работа, которая, кроме демонстрации технологий, еще и близка к искусству — это «О. н. а.» (Наташа Теофилович, Сербия). Здесь никаких коллекций, интерактивных кульбитов, анимационных трюков. В нескольких мониторах живет странное существо, своего рода виртуальная девушка. Она переходит из экрана в экран. Иногда она удивленно останавливается и пытается понять границы своей свободы, ощупывая края монитора. Она встречается со своим двойником. Она пытается что- то сообщить зрителю. Ее движения грациозны и хореографически точны. Она кажется настолько одухотворенной, что можно предположить, что ее жизнь продолжается и в реальном мире, в пространстве между мониторами, когда те становятся пустыми.

«Цифровые ощущения» стали в первую очередь парадом технологий, что позволяет рассматривать выставку как изысканный луна-парк. Но на сегодняшний день аттракцион стал фактически прихожей искусства, картину заменили компьютерные спецэффекты, а инструктор занял место между зрителем и художником. Учитывая это, экспозиция на Контрактовой вполне соответствует реальной ситуации в мировом искусстве. А хорошо это или плохо —уже другой разговор.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ