Любящие поэзию и запоминающие стихи наизусть люди даже не подозревают, что тем самым укрепляют свое здоровье! На основании исследований ученые доказали, что, начиная в детские годы зубрить стихи, мы вносим неоценимый вклад в свое эмоциональное и физическое самочувствие в зрелом возрасте.
Процесс запоминания лирических произведений повышает уровень самооценки и заставляет девушку чувствовать себя более уверенной в себе, сообщается на сайте healthcanal.com. Доктор Клара Рэтбон из школы психологии и клинической лингвистики университета в Рединге и доктор Абигайл Уильямс из кафедры английского языка Оксфордского университета в один голос утверждают, что поэзия — это эликсир здоровья.
Точка зрения двух филологов основана на недавно проведенном опросе, целью которого было установить, как поэзия воздействует на человека. Среди девушек и юношей в Великобритании провели опрос, предлагая ответить на следующие вопросы: знакомо ли им некое стихотворение, когда и кем оно было написано, а также в каком возрасте они впервые с ним ознакомились.
В большинстве случаев в памяти молодежи остались лишь те лирические строчки, которые они заучивали наизусть в далеком детстве. По мнению специалистов, напрасно отдельных школьников и студентов обзывают зубрилками, потому что зубрежка — тоже творческий процесс.
Стихи, которые мы заучиваем наизусть, или зубрим, в значительной мере влияют на наше эмоциональное самочувствие и, в конечном счете, привносят в нашу жизнь душевное равновесие и комфорт, чего нельзя добиться, если не учишь наизусть стихи.
В дальнейшем предполагается исследовать все терапевтические возможности поэзии, особенно во взаимодействии с пациентами, которые страдают от болезни Альцгеймера. Как известно, они могут забывать имена, но запоминают отдельные поэтические строки, которые учили наизусть, когда им было лет десять, и зачастую эти стихотворные строки связаны со счастливыми воспоминаниями детства, которые, в свою очередь, также способствуют улучшению настроения.
Во многих исследованиях и работах по психологии отмечается снижение с возрастом объема запоминаемой новой информации. Это связано, прежде всего, с возрастным ослаблением дофаминергической функции мозга. Первым возрастную динамику воспоминаний описал Френсис Гальтон (его имя хорошо известно изучавшим теорию вероятности по «доске Гальтона» — простому демонстрационному устройству, иллюстрирующему возникновение нормального распределения как результата воздействия большого числа независимых влияний).
«Я медленно шел по Полл-Моллу, аллее длиной 450 ярдов (411,5 метра), и все это время пристально разглядывал каждый объект, привлекавший взгляд, позволяя моему вниманию останавливаться на нем до тех пор, пока не возникали одна-две мысли, ассоциированные с этим объектом, которые я мысленно фиксировал».
Ученый обнаружил, что около 40% воспоминаний относились к детству и юности, примерно 45% — к зрелости, и 15% классифицировались им как совсем недавние. Кроме того, и к гадалке не надо ходить или к психологам, чтобы узнать, что запоминание стихов — это отличный способ развить у ребенка устную речь, память и воображение. Все помнят народную мудрость: «Повторение — мать учения». А что такое повторение, как не все та же зубрежка? В общем, все преподнесенное нам современной наукой было известно давным-давно. Может быть, наши бабушки и дедушки не оперировали сложными понятиями из языкознания и психологии, но стихи своим деткам и внучатам читали!