Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эстетический экстрим Екатерины Рождественской

7 сентября, 2004 - 19:33
ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СНИМАТЬ ЛЮДМИЛУ ГУРЧЕНКО БЫЛО ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ЛЮДМИЛА МАРКОВНА — ОДНА ИЗ НЕМНОГИХ, КТО ФИГУРИРУЕТ СРАЗУ НА НЕСКОЛЬКИХ ФОТОПОЛОТНАХ / ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ «КИЕВСТАР» ИГОРЬ ЛИТОВЧЕНКО — ОДИН ИЗ ТЕХ, БЛАГОДАРЯ КОМУ КИЕВЛЯНЕ СМОГУТ ЛЮБОВАТЬСЯ РАБОТАМИ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. ОН ТАКЖЕ СТАЛ ПЕРСОНАЖЕМ «ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ» , ПРЕДСТАВ В ОБРАЗЕ ТАЙНОГО СОВЕТНИКА И.Г. КРУГЛИКОВА РАБОТЫ А. МАНЬЯНИ

Стилизованные фотопортреты Екатерины Рождественской, дочери знаменитого поэта Роберта Рождественского, известны и любимы поклонниками нетрадиционного взгляда на искусство вот уже шесть лет. В 1999 году Екатерине вдруг стало скучно сидеть в четырeх стенах своей квартиры и греться в лучах совсем не своей славы. «От безделья» — это еe формулировка — она, не имея специального образования, вдруг задумала снимать фотопортреты публичных людей России, гримируя их под героев всемирно известных полотен Ренуара, Врубеля, Васнецова, Моне... Проект Екатерина назвала «Частная коллекция», и практически сразу он занял прочное место на страницах одного из лучших глянцевых журналов России — «Каравана истории». Собственно, только там до недавнего времени можно было и лицезреть Рембрандта — Эльдара Рязанова, Ивана Грозного — Владимира Жириновского, Нефертити — Ирину Аллегрову, «Испанца» — Иосифа Кобзона или Льва Толстого — Сергея Шакурова. Да что там, более 300 человек, включая практически весь эстрадно-телевизионно-актeрский бомонд, не отказали себе в удовольствии поучаствовать в «Частной коллекции». Несколько лет назад у фотохудожницы созрела мысль о первой полноценной выставке, которую она и провела осенью 2002 года в Москве. Громкий успех (выставку посетило около 600 тысяч человек) дал повод надеяться, что и в соседней Украине экспозиция может пройти не менее удачно. При поддержке «Каравана истории в Украине» в январе 2003 года «Частная коллекция» была выставлена в Украинском доме.

И вот — новая встреча киевлян с Екатериной и еe «звeздными» фотопортретами. Следующие полтора месяца, рассказала сама фотохудожница на пресс-конференции, в галерее «Лавра» будет проходить выставка, объединившая сразу три еe проекта. Помимо «Частной коллекции», это «Ассоциации» и «Родня». «Ассоциации» — это перевоплощение известных актрис в цветы. «Родня» — широкомасштабный проект с участием известных людей в кругу семьи в одеждах розных эпох. Тут снимались семьи Пресняковых, Безруковых, Лазаревых-Немоляевых, Бондарчуков... Не так давно к участию в проекте Екатерина начала привлекать и украинских «звeзд». Некоторые из них были на открытии выставки в «Лавре». И если москвичка Людмила Гурченко — это скорее «человек мира», и еe участие в «Частной коллекции» (великолепно стилизованная и сыгранная «Любительница абсента» кисти Пикассо и ещe ряд работ) было ожидаемо, то приятным сюрпризом украинцам стало участие в проекте Маши Ефросининой, Татьяны Цымбал, Иванны Найды, Таисии Повалий. Заметили? Почти все — телевизионщики. «Просто, — говорит Рождественская, — телезвeзды легче откликаются, они намного мобильнее. Графики, к примеру, актeров намного плотнее, и им не всегда удаeтся выкроить время, чтобы приехать ко мне на фотосъeмки». Впрочем, Екатерина не оставляет надежду привлечь к своему детищу Богдана Ступку, братьев Кличко и Олега Блохина.

Работу фотохудожница ведeт в зависимости от ситуации. Как правило, она сначала получает принципиальное согласие известного человека, после чего уже и ищeт ему образ. В некоторых случаях происходит наоборот, когда сходство героя настоящего с героем картины очевидно. Екатерина — человек лояльный. (А Андрей Макаревич и вовсе настоял на том, чтобы сняться в ипостаси художника Дюдера (автопортрет), мотивируя это тем, что ещe в институте однокурсники подметили их удивительную схожесть). Рождественская не видит причин не снимать людей из-за каких-то своих убеждений. По крайней мере, пока. Ей понравилась работать и с эпатажными Киркоровым, и с Жириновским: «Спокойные люди, сидят тихоноко, пьют чай. Понимают, что этот час-полтора надо работать», — да и отказов в своей практике она встречала немного и относится к ним философски. Вот недавно предложила Владимиру Путину поучаствовать, но получила вежливый отказ: «Владимир Владимирович ещe не готов». Кстати, большинство нарядов для героев подбираются на мосфильмовских складах, а то и вовсе где придeтся — по лоскуткам, и то, что так замечательно смотрится на фотографии, сзади порой крепится посредством скотча. В общем, не всe так легко и просто, как кому-то может показаться.

Теперь о том определении, которого я старательно избегал выше. А именно — поп-арт. Неоднозначная, скажем прямо, формулировка. Многие именно ею характеризуют творчество Рождественской. Для многих поп-арт равносилен поп-трэшу, что уже априори исключает искусство высокое и низводит жанр в ранг искусства коммерческого. Мол, да вы что, как можно сопоставить Ренуара и Моне с Киркоровым и Орбакайте! Действительно, сопоставить сложно. Но можно, если вспомнить, что нашими современниками являются как раз последние.

Эстетический нигилизм — штука очень противоречивая. И очень захватывающая. Интересно, что бы сказал Рембрандт о Пикассо?

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ