Наверное, «ГАЙДАМАКИ» — это единственная пока украинская группа, имевшая профессионально организованный промоушн-тур в несколько европейских стран по случаю выхода их альбома «Ukraine Calling» («Україна кличе»), изданного немецким лейблом «East Blokmusic». В Украине этот альбом называется «Перверзії». Как и два предыдущие, он был издан «Комп Мюзик» (лицензиат «ЕМІ»). В Европе «ГАЙДАМАКОВ» аттестуют как «фолк-даб-панк». В Украине они бесспорные лидеры современной фолк-роковой сцены. В середине 90-х ребята назывались «АКТУС» и играли альтернативную музыку. Изменив название и поменяв стиль, они явно не прогадали. Мы общаемся с Иваном Леньо — аккордеонистом- виртуозом и вдохновителем многих музыкальных идей группы «ГАЙДАМАКИ».
— Объясни ситуацию с альбомом «Ukrainian Calling»?
— Есть красивое изречение: «Стучите, и вам откроют». Лет восемь назад «ГАЙДАМАКИ» очертили свой путь как европейско- ориентированный. Поездки заставляют человека быть в иных измерениях, заставляют его думать, анализировать. Все наши предыдущие клубные туры в Германии и Польше привели к тому, что мы заключили контракт с немецким концертным агенством «East Blokmusic», с которым после долгих переговоров наша компания «ЕМІ» нашла общий язык, и они издали наш диск. В поддержку альбома был совершен тур в четыре страны Европы: Польша, Австрия, Швейцария и Германия.
— Конечно, и до этого тура группа имела немалый концертный опыт в Европе. Можно ли эти туры сравнить?
— Раньше нами занимались знакомые, друзья. Речь идет о выступлениях на фестивальных площадках и клубных сценах. Теперь все это имеет новое профессиональное качество, соответственно возрастает и наша ответственность. И тут многое зависит от наших немецких промоутеров, занимающихся таким жанром, как «world music». В Европе существует целая прослойка людей, которые слушают и посещают концерты звезд world music — аутентичной, этнически-ориентированной музыки из всех регионов мира. Нас презентовали как представителей украинской world music-сцены. В Швейцарии мы играли в двух городах — Люцерне и Стейне. Играли в полных «залах-тысячниках». В отличие от выступлений у нас, там люди начинали «заводиться» и танцевать где-то с пятой-шестой песни, а мы выкладывались полностью. После концерта подходили и благодарили, потому что явно не ожидали такого драйва. Кроме заполненных залов, было также много журналистов. На пресс-конференциях в разных странах вопросы отличались — в зависимости от ментальности и уровня знаний об Украине. Когда мы выступали в Гамбурге, к нам подошли люди из знаменитого гамбургского клуба «Фабрик» и пригласили в следующий раза выступить у них. Это — большая честь для любого артиста, потому что там играют звезды мирового масштаба.
— Какая судьба может ждать ваш альбом в Европе и что по этому поводу думают ваши немецкие партнеры?
— Напомню, что моду на world music в Европе начал создавать лет десять назад Горан Брегович. Он, как талантливый саундпродюсер, писал свои альбомы совместно с польскими, греческими, болгарскими звездами. Он смог заинтересовать мировые лейблы, которые почувствовали, что world music имеет большой спрос. Впоследствии появились небольшие компании, которые стали внимательнее обследовать неохваченные секторы, в частности — «East Blok». Они в состоянии заниматься одновременно несколькими группами из Восточной Европы. Кроме нас, есть у них Бобан Маркович, «ЛЕНИНГРАД», польская группа «ЗЕВСІ» («Из села»). Когда мы возвращались домой после тура, нам позвонили из «Ист Блока» и сообщили, что наш альбом занял седьмое место в европейском хит-параде world music. Для сравнения: диск группы «ЛЕНИНГРАД» занял 22-е место. Не нужно забывать, что рейтинги у них составляют согласно количеству проданных дисков. Приятная для нас новость.
— Можем ли в таком случае надеяться на волну интереса к украинскому фольклору, другим явлениям украинской культуры?
— Я бы вспомнил здесь и оранжевую революцию, победу Русланы Лыжичко на «Евровидение» в Стамбуле и другие положительные моменты, благодаря которым Украину заметили. Вероятно, альтернативная сцена ждала своих героев и такими, возможно, стали «ГАЙДАМАКИ». Мы попали туда вовремя и именно с такой программой, которая была там интересна. Возможно, заработал наш принцип: быть везде правдивыми, открытыми и честными. Люди это видят и чувствуют.