Победа хард-роковой группы «Lordi» в Афинах стала сенсацией. Ни эксперты, ни сами финны не ожидали, что их эпатажнный номер «Hard rock hallelujah» зрители назовут лучшим (он получит 292 балла) и поэтому в следующем году конкурс пройдет в Финляндии. Российский певец Дима Билан за исполнение «Never let you go» набрал 248 очков и занял второе место. На третье место телезрители поставили группу «Hari Mata Hari» из Боснии и Герцеговины, отметив красивую и мелодичную балладу «Lejla» (229 баллов). Украинская конкурсантка Тина Кароль завоевала седьмое место. Ее выступление отметили 28 стран из 38 (преимущественно от 1 до 6 баллов, а высшую оценку — 12 очков Тине дала лишь Португалия, по 10 — Беларусь, Россия и Армения). То, что Кароль вошла в десятку финалистов — хорошо, т. к. в следующем году Украине не придется проходить отборочное сито. Хотя, вернувшись в Киев, сама певица не скрывала, что несколько разочарована зрительским выбором. «Финская команда — веселые ребята, — подчеркнула Тина. — Говорить о каком-то высоком профессионализме группы не приходится. Они показали театрализованное шоу, своими эпатажными костюмами монстров развлекли публику. Кстати, лидер «Lordi» рассказал, что сам придумал и пошил наряды группе. Все дни соревнований музыканты ходили в масках и свой экстравагантный имидж чудовищ всячески культивировали. Раз победили «Lordi» — значит их номер телезрителям больше понравился. Это еще раз доказывает, что предугадать результат «Евровидения» практически не возможно».
Кстати, продюсер финской команды признался, что сам не рассчитывал на такой успех. Перед «Lordi» стояла задача максимум — попасть в пятерку. Эта победа сделала прорыв в зрительском восприятии, сломав стереотипы, что на этом конкурсе побеждают только пописполнители, а «Аллилуйя» тяжелому року открыла двери на «Евровидение» рок-командам из разных стран.
Журналисты, аккредитованные на конкурс, отметили, что выступление «Lordi» не отвечало стандартным представлениям об участниках «Евровидения». Композиция рок-группы, сопровождалась множеством спецэффектов, представляя собой сочетание тяжелого рока и сюжетов из фильмов-ужасов — именно эта гремучая смесь и понравилась публике. В этом году было мало настоящих хитов. Исключение составляли выступления Боснии и Герцеговины, Швеции, Кипра, а основная масса конкурсантов сделала ставку на шоу (акробатические трюки, подтанцовки, различные эффекты). Финны отличались от пестрой массы артистов и победили. Хотя говорить о высоком профессионализме их номера все таки не приходится.
О впечатлениях от услышанного и увиденного на «Евровидении-2006» делятся с «Днем» композитор Александр ЗЛОТНИК, ди-джей ПАША (ведущий конкурса в Киеве и нынешний комментатор) и тележурналист «Студии «1+1» Елена МАЦЮЦЬКА.
Александр ЗЛОТНИК, композитор:
— Победа финских конкурсантов «Lordi» говорит о том, что телезрители отдали предпочтение шоу и приколам. — Рассматривать композицию «Hard rock hallelujah» в музыкальном плане не приходится. Это китч! Раз победили монстры — значит аудитория была молодежной. Они любят фильмы-ужастики и поэтому голосовали за монстров. Второе место Димы Билана (Россия) было прогнозируемым. Он сделал ставку тоже на шоу. Удачный ход с балеринами и роялем, из которого появляется девушка. Его выступление мне напомнило молодого Иглесиса. Это еще раз доказывает, что на «Евровидении» нужно или удивлять зрителя, или исполнять супершлягер, показывая красивую песню, демонстрируя широкий вокал певца. По последнему пути пошли конкурсанты из Боснии и Герцоговины. Их «Lejla» — действительно мелодичная и красивая песня, занявшая третье место. Что же касается выступления Тины Кароль, то его можно назвать удачным. Седьмое место — хороший результат, если знать в какие сжатые сроки она подготовила конкурсную песню. Мне кажется, что на следующий год нужно иначе готовиться к «Евровидению». В этот раз много времени было потрачено, определяя: кто же поедет в Грецию, но организаторы отборочного тура забыли, что нужен хит. Мне кажется, что необходимо объявить конкурс среди композиторов и поэтов, которые специально для исполнителя напишут композицию, учитывая его вокальные данные. Только комплексный подход даст хороший результат. Хотя любой конкурс — это всегда неожиданности. Например, я удивился, что телезрители не оценили действительно ярких, высокопрофессиональных конкурсантов из Кипра, Эстонии, Латвии. Ныне выросло поколение детей, воспитанных на индустрии мультразвлечений: роботов, монстров, черепашек, которые прекрасно освоили мобильные телефоны и могут отдать свои голоса за понравившийся им номер. Они выбирали монстров, а не голосовые песни. Хотя ныне в международной индустрии развлекательного жанра ведущие позиции занимает популярная музыка (один к пяти). «Lordi» показали театрализованную пародию на рок, но они сильно отличались от общей массы конкурсантов и поэтому запомнились публике.
Елена МАЦЮЦКА, корреспондент ТСН («Студия 1+1»):
— Впечатление от «Евровидения-2006» лично у меня, как у любительницы рок-музыки, довольно приятное. Хотя имидж финской группы «Lordi» мне сам по себе не очень нравится. Но для меня стало очень большой и приятной неожиданностью, что heavy metal победил, что большинство жителей Европы, возможно, действительно устали от попсы, которая шире всего представлена на «Евровидении». Думаю, в следующем году на «Евровидении» будет еще большее разнообразие музыкальных стилей. Конечно, кто захочет, тот останется консерватором в смысле «Евровидения» — любая страна-исполнитель будет петь то, что и раньше. Но теперь рок-группам или, во всяком случае, группам приближенным к такому стилю музыки открыта дорога на конкурс.
Украина в Афинах представила себя нормально. Из 38 голосующих стран 28 дали нам какие-то баллы от одного до двенадцати. Я знаю, что у Тины не было очень серьезной раскрутки — тура по Европе, каких-либо акций и так далее. Кароль исполнила стандартную для «Евровидения» песню — довольно веселую, все называли нашу Тину sexy... Жаль только, что из-за технических накладок на сцене не было радиоуправляемого сердца, которое заказали у Копперфилда... Считаю, что седьмое место, завоеванное Кароль, — это очень хорошо для Украины. Потому что, если не брать победу Русланы, это самое высокое место для нашей страны. Ранее Александр Пономарев занял 14, а «Гринджолы» — 20. Единственной неприятностью, во всяком случае для журналистов Украины, присутствовавших в Афинах, стало то, что мы не знали, как отреагировала Тина на свое седьмое место. Мы все вызванивали ее продюсера Олега Черного, ее директора, пресс-секретаря украинской делегации, просили, чтобы кто-то просто вышел к нам и прокомментировал ситуацию. Хорошее же место! Но никто так и не вышел. Думаю, что Кароль расстроилась... Может, у нее просто такие амбиции — победа в каждом конкурсе. Но так не бывает. Очень бы хотелось, чтобы украинские исполнители побеждали в любых песенных конкурсах, чтобы они держали в Европе свою марку. Потому что она у них есть и это очень хорошо. Вход в Европу — это не политика и экономика, а культура. И Руслана нам в этом очень помогла. Еще хочу отметить Литву — очень классные парни из поп- группы «LT United», которые спели «We are the winners». Они просто решили подурачиться и у них это получилось. Потому что все «Евровидение» все журналисты, даже исполнители, пели «We are the winners of Eurovision». Даже финны-победители пели на своей пресс-конференции эту песню. Она стала неофициальным гимном «Евровидения».
Что же касается организационных моментов, то буду говорить со слов моих коллег из других стран, с которыми мы общались в Афинах. Они говорили, что, во всяком случае для их работы, «Евровидение» в Киеве было намного лучшим: и в плане организационных моментов, и инфраструктуры. Так сложилось, что в Киеве Дворец спорта расположен в центре города и вокруг него есть и гостиницы, и ресторанчики. А в Греции проблемой стало то, что их спорткомплекс от центра города расположен относительно далеко и вокруг него ничего нет. Это не только мое мнение, но и других коллег, которые говорили, что в Киеве, по сравнению с Грецией, все было очень хорошо. Приятно, что люди помнят Киев и украинское «Евровидение».
Павел ШИЛКО (Dj Паша), комментатор конкурса «Евровидение-2006» на Первом Национальном канале:
— Конкурс в Греции был организован намного хуже, чем это было в Украине. Это стопроцентно. Так говорят все. Было хуже все, начиная с пустяков и заканчивая серьезными вещами: от очень дальнего расположения от концертной площадки гостиниц, автобусов, которые не вовремя ходят, от того, что никто не знает, куда нужно идти, где находятся комментаторские кабинки и тому подобное и заканчивая такими более серьезными вещами, как сцена или сценография. Больше всего, если говорить с профессиональной точки зрения, мне понравилось выступление Димы Билана из России, исполнителей из Румынии, Боснии и Герцеговины и Украины. Считаю, что у Тины было очень хорошее, профессиональное выступление. Это подтверждает тот факт, что почти все страны отдали ей свои баллы от одного до двенадцати. И это учитывая то, что никакого промоушн-тура по Европе, в отличие от многих других исполнителей, у нее не было. Думаю, это очень хороший показатель.