Первая облегченная «Зима», равно как и «Легкое лето» с «Весной» того же веса, появилась в прошлом году. Очень любопытно наблюдать за тем, как от сборника к сборнику меняется состав участников и вкус тех «коктейлей», которые они готовят с задором неофитов. Так, на первых сезонных сборниках было очень заметно влияние российских корифеев стиля — дуэта «Нож для фрау Мюллер». «Ножи» присутствовали и в своем традиционном составе (Олег Костров плюс Олег Гитаркин), и порознь в других ансамблях, а остальные участники сборника представляли нечто близкое к мультипликацинно-психоделической манере Кострова и Гитаркина.
На нынешней «Зиме» названия «Нож для фрау Мюллер» нет. Есть по одной вещи, отдельно — Кострова и отдельно — Гитаркина (у которого свой «Ножик чупс»). Другие звезды, наподобие «Нетслов», «Nuclear Losь» или «Весна на улице Карла Юхана», вовсе отсутствуют. Есть очень расслабляющий, уже ранее мелькавший «Бурундук квартет». Однако, в целом, составители сборника сделали очень правильный и своевременный упор на провинциальные, нераскрученные таланты. Такие проекты, как ижевский « ~ 0,28», уфимский «Nasecomuss», тольяттинский «Aeronavtik Jaxxx», «Нежное это» из Саратова, делая легкую музыку, вкладывают в нее максимум выдумки, собственное авторское послание, что не позволяет их композициям превратиться в пустопорожние однодневки. Особенно приятно здесь встретить группу «Фотомото» из Украины, да не из Киева, а из безнадежно индустриального Запорожья. Их «Север» своей тонкой меланхолией, непередаваемым французским в исполнении вокалистки Ольги Володиной, богатым звуком и затейливой аранжировкой, наполняет гордостью за родные пенаты.
В целом, «Легкая зима’ 02» представляется на сегодня наиболее удачным продуктом «Партии рекордс»: без назойливой, быстро приедающейся «костровщины», без коктейльного легкомыслия, во всем разнообразии новой эстрады. Хорошее свидетельство того, что поп-музыка возвращается к блаженным временам, когда еще не вырвались на свободу ненасытные демоны рок-н-ролла.
В свою очередь, российская группа «Мультфильмы», начавшая свое завоевание Украины с киевского клуба «Бабуин», ни к каким истокам возвращаться не собирается. Вернее, старается с комфортом существовать в давно проложенном русле. Они выпускают в Украине свой дебютный альбом «Суперприз» (записан, кстати, частично и на киевских студиях), выдержанный в лучших традициях модного подросткового рока. Где надо — рычит гитара, где надо — барабан быстро и взволнованно стучит, подобно сердцу влюбленного. В целом, все мультипликационные песни посвящены любви стремительно созревающих юношей и девушек.
На пресс-конференции в «Бабуине» московские гости дали категорическую отповедь традиционному русскому року с его депрессивностью, суицидальностью и прочими саморазрушительными комплексами. Настало время для более оптимистического взгляда на мир, заявили герои. Приятный голос, энергичная, но не слишком, музыка — вот составляющие успеха. Правда, в «Суперпризе» иной раз нет-нет и проглянет подозрительное сходство с архидепрессивным зарубежным «Radiohead», но это уже — издержки музыкального производства. Что бы здесь не пелось, — то ли то, что «за нами следят», или то, что «мы превращаемся в яды», история закончится хорошо. По-другому быть не может. Да и внешний вид группы внушает надежду на лучшее. Достаточно лишь посмотреть на этих чудных мальчиков с их миловидными лицами, послушать, как томно они разговаривают высокими голосами, полюбоваться, как они держат тонкими изящными пальчиками длинные коричневые сигаретки, чтобы проникнуться духом взаимопонимания, который там так и царит...
Воистину, настоящая любовь, как и настоящие мультфильмы, не ведает границ.
Наконец, украинская группа «Фактично самі» на своем новом — то есть, дебютном, диске «Космический вакуум» легких путей не ищет. Песни у них очень серьезные, с глубокой, буквально космической подоплекой. Одни названия чего стоят: «Палеовизит», «Не страшно под космические барабаны», «Пылающее небо Венеры», «Космос не простит ошибок», «Космическая дискуссия ученых», «Ракета в космос рвется» и т. п. Такое ощущение, что ревнители научной фантастики наконец прорвались в прежде недоступные сферы современной музыки.
То, что получилось в итоге, не хорошо и не плохо, главное, — как к этому космическому натиску относиться. «Фактично самі» относятся со всей серьезностью, что, конечно, идет им не на пользу. Звучит в результате весьма жестко, в стиле звуковой дорожки к ухудшенному космоужастику «Чужие». Там же, где «Самі» подходят к межпланетным исканиям более изобретательно, а то и вовсе от них отвлекаются, результат иной. Например, энергично обработанные колядки «Радуйся, земле», или разухабистая, отрывная «Колыбельная», или лирическая «Я знаю код» — почти готовые хиты, со всеми необходимыми атрибутами — легкостью запоминания, внятностью и мелодичностью. Дело за малым — перейти на более высокую орбиту.
Думается, это у «Космічно»… то есть, простите, «Фактично самих» произойдет рано или поздно. Да поможет им космос.