Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фактура греха

Пороки в толковании автора Средневековья и современных художников — в Музее Ханенко
23 марта, 2016 - 16:33
ЦВЕТНОЙ ОФОРТ РОМАНА РОМАНИШИНА «ЧРЕВОУГОДИЕ». РАБОТА ИЗ СЕРИИ «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ», СОЗДАННОЙ В 2008—2009 ГОДАХ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Гордыня, алчность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев, лень — семь смертных грехов по западной традиции. Тема пороков издавна волнует людей, в частности художников. «Семь смертных грехов» — новая выставка в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, исследующая европейскую художественную традицию, связанную с этим вопросом, в современной графике.

Центральной работой проекта является аутентичная гравюра «Гнев» Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля Старшего, напечатанная в 1558 году. Это единственный листок из знаменитой брейгелевской серии «Семь смертных грехов», находящийся в коллекции Музея Ханенко. Рядом — четыре серии современных графиков Юрия Боровицкого, Олега Денисенко, Романа Романишина и Алексея Федоренко, каждая — о тех же семи грехах. Произведения этих авторов — из коллекции Андрея Соломенко, который, собственно, инициировал проект.

И ПОЛИТИКА, И ФИЛОСОФИЯ

Символично, что выставка «Семь смертных грехов» началась во время Великого поста — периода раскаяния, размышлений над тем, что является праведным и грешным.

В гравюре по рисунку Питера Брейгеля Старшего традиционные символы переплетаются с пословицами и даже политической сатирой. Современному зрителю сложно распознать в этой работе все посылы автора. Поэтому в Музее Ханенко подготовили схему, где обобщили толкования разных исследователей значений тех или иных образов.

«Сложилось несколько методов того, как изображать грех. Самый старый — аллегорические фигуры. Часто это была женщина с какими-то атрибутами. Например, гордыня — дама с зеркалом, — говорит Елена Шостак, заведующая отделом европейской графики Музея Ханенко, одна из кураторов выставки. — Иеронимус Босх, который очень повлиял на Брейгеля Старшего, начал показывать грех через бытовые сцены. Например, драка — это гнев. Потом возникла идея создавать сложные аллегории, как у Брейгеля».

ПАЛИТРА ТЕХНИК

Работы современных художников объединяет разве что тема — по подаче они очень разные. На офортах Олега Денисенко пороки олицетворяют готические рыцари. У Алексея Федоренко грехи в виде гадов и ядовитых растений пронизывают людей, а рядом маячит смерть с косой. Роман Романишин пестро окрасил пороки — его работы выполнены в красном, желтом и зеленом. Также автор поюморил и прибавил к устоявшемуся перечню грехов восьмой — коллекционирование.

А Юрий Боровицкий использует редкую сегодня, но распространенную в XVII-XVIII веках технику — меццо-тинто. На его гравюрах фигуры людей как будто проступают из мрака. Из-за многочисленных складок кожи тела уподобляются кускам ткани. Приходит на ум: борьба с собственными пороками ведет к самоусовершенствованию, а попустительство своим слабостям превращает человека в безвольную материю.

Увидеть искусную графику и, возможно, немного познать себя можно на выставке «Семь смертных грехов», которая продлится в Музее Ханенко до 15 мая.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ