7—8 января в Киеве в четвертый раз состоялась зимняя «Країна мрій». Это, можно сказать, талантливая компиляция украинского Рождества. Во-первых, оно представлено разными регионами Украины. Во-вторых, показано, как отмечали праздник когда-то. А в-третьих, в него добавлены современные вкрапления. Например, кавер-версию Олега Скрипки на знаменитый «Щедрик» Николая Леонтовича. Но есть еще один, самый ценный вариант празднования Рождества — в сердце. Кстати, в Рождественский Вечер церковнослужители желают каждому пережить рождение Богомладенца именно внутри себя. О впечатлениях от праздника — от участников Летней школы журналистики «Дня».
«ЕДИНСТВО, «ЗАЖЖЕННАЯ СВЕЧА», «ВИФЛЕЕМСКАЯ СТАЕНКА»
Юлиана ЛАВРИШ, Летняя школа журналистики «Дня»:
— На протяжении двух тысячелетий ежегодно человечество отмечает Рождество. Для одних — это возможность найти в круговороте будней свободную минутку, чтобы встретиться с близкими и друзьями, для других — это период, когда можно больше всего заработать, для кого-то Рождество — мистическое таинство, которое начинается с рождением малого Господнего Дитяти.
Украинцев с недавних пор называют рождественской нацией. Почему? Наверное, потому, что сегодня в нашем государстве около 50 религиозных направлений и празднований различных стилей и по разным календарям. Но, очевидно, не только поэтому. Украинское Рождество отличает глубокое духовное измерение, которое базируется на истории, переживаниях и традициях народа. В этом году мне повезло праздновать Рождество дважды: сначала с львовскими друзьями римо-католического исповедания, а затем традиционно со своей семьей на родной Дрогобыччине. Хотела бы поделиться самыми яркими впечатлениями от Рождества-2012.
Феномен первый — единство. В канун Рождества в Римо-католической церкви, 24 декабря, в Дрогобыче состоялась долгожданная интронизация епископа местной епархии УГКЦ — владыки Ярослава (Прыриза). Для меня большой неожиданностью оказалось то, что на празднование пожаловал архиепископ Римо-католической церкви Мечислав Мокшицкий. Во время архиерейской литургии Блаженнейший Святослав, глава УГКЦ, выразил благодарность архиепископу, а вечером принял участие в богослужении на львовской кафедре. Поэтому для меня нынешнее Рождество началось с единения — сначала между церковными главами, а затем между людьми, чувства глубокой радости, и ее становится еще больше, когда мы можем разделить ее с другими — не только с львовскими друзьями, но и с польскими (в Интернете), получая в ответ поздравления в Рождественский Сочельник. И тогда не страшны никакие политические разделения, расколы и недоразумения, ведь во вселенском церковном сообществе чувствуешь, что в единстве наша сила!
Феномен второй — «зажженная свеча». В моей семье, как и во многих украинских семьях, в Сочельник на праздничном столе обязательно должна быть рождественская свеча. Традиционно, когда дедушка ее зажигает, подытоживает прошедший год для каждого из нас и возглашает пожелания на год наступающий. Свеча начинает гореть ярким пламенем, освещая двенадцать рождественских блюд, наше ежедневное измерение, где мы все время трудимся; также угол с дидухом, в который папа накануне втыкает вилку и ложку как символ памяти об умерших родственниках; а также лица моих родных, в глазах которых блестят искорки света новой надежды. Должно быть, ежегодно мы стремимся к этой рождественской свече, ведь в ней — наша украинская идентичность, в ней таятся те духовные ценности, от которых сегодня большинство начинает отказываться: традиция общей семейной трапезы, когда родные приглашают разделить эту радость с теми, кто уже оставил наш мир; традиция колядования и поздравлений вокруг рождественского стола, а стало быть, прославления новорожденного Бога, вертепы и колядники, которые ходят от дома к дому. Свеча на украинском праздничном столе свидетельствует о глобальном измерении Рождества, в контексте которого именно «Рождество» становится многозначным словом.
Феномен третий — «вифлеемские ясли». Традиционно после праздничной вечерней трапезы я с родителями иду в храм. По-видимому, именно тогда чувствуешь мистерию Рождества: тебя окутывают вечерние сумерки, в окнах мигают праздничные елки. По пути к храму встречаем знакомых и друзей, обмениваемся приветствиями: «Христос рождается!». Жаль, я не вижу глаз прохожих, когда они говорят эти слова, однако понимаю, что их сердца полны радости, ибо слышу, как они тихонько напевают мелодии колядок. Во время этих переживаний начала Рождества, этого торжественного вечера, чувствуешь себя одним из тех, кто направлялся к вифлеемским яслям свыше 2000 лет назад. Когда анализируешь опыт минувшего пережитого года, будто исполняешь все роли рождественского вертепа: иногда удавалось приносить победы и достижения, радости и успехи — и складывать их перед яслями Божественного Младенца, подобно трем восточным царям; а иногда с нищетой духа, отрадой в трудностях, подобно пастухам, просили исполнить наши желания. В первую половину Службы, еще в Сочельник, храм наполняется сумерками, однако вскоре темноту озаряют зажженные светильники и лампадки. И здесь мы вспоминаем о первой звезде, непременном атрибуте вифлеемских яслей, которая заключает в себе многомерные степени этого торжества: радость (помню, как в детстве я с нетерпением ожидала ее появления на небе), надежду, уверенность (рождественская звезда была Божьим компасом для всех участников вертепа) и животворное тепло, ведь ее свет остается в наших сердцах не только на год, но и на всю жизнь.
Каждый год пытаюсь встретить Рождество с открытым сердцем, не только для близких, друзей, но и для себя; ведь время рождественских праздников — самый лучший период для того, чтобы наполнить духом разряженные буднями «батареи»; пытаюсь использовать это чудесное время таким образом, чтобы найти собственную рождественскую песню в прозе, как, например, Скрудж Диккенса, изменить свое сердце. «Христос рождается — воспевайте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — радуйтесь!» — слышим в каноне Рождественской Утрени.
«...И МОЛИТВА»
Алла САДОВНИК, Летняя школа журналистики «Дня», Львов:
— «Мороз, иди к нам кутью есть! Мороз, иди к нам кутью есть! Мороз, иди к нам кутью есть! Не идешь? Тогда не приходи ни на рожь, ни на пшеницу, ни на какую пашницу»! Так неизменно из года в год за Святой вечерей призывали бабушка, мама, папа. И на этот раз рождественская традиция не изменились: так же стол был застелен душистым сеном, а по углам аккуратно разложен чеснок. Вся семья, дождавшись первой звезды, села за рождественскую вечернюю трапезу. Неизменных 12 яств и свеча на столе, дидух на покутье. И молитва. Не каждый день, садясь за стол, читаешь молитву, так что именно в канун Рождества, на Щедрый вечер, Святого Василия, и Крещенский Сочельник эта молитва звучит по-особенному. С глубокой искренностью и проникновенной верой в чудо. В этом году Сочельник был без снега, поэтому, наверное, впервые для меня Рождество не чувствовалось по-настоящему. Но это если говорить только о погоде. А дома — с запахом сена и вкусом кутьи — в сердце рождались теплые воспоминания детства. По-видимому, этот праздник — детский во всех его проявлениях. Каждый в этот день возвращается в детство, где нет тяжких забот и где каждый наделен любовью. По крайней мере, мне так кажется. Только никто, к сожалению, в этот год не «кудахтал» под столом. Как ни уговаривала мама самого младшего среди нас залезть под стол, тот не захотел — хотя и самый младший, уже не маленький.
Вы когда-нибудь были накануне Рождества в церкви? Это таинство ни с чем несравнимо. И хоть по селам служба длится шесть, а то и больше часов, на ней стоит побывать. В храме звучат колядки, и все улыбаются, пусть каждый полусонный и уставший, но все же счастлив: дождались еще одного Рождества. А еще в этом году действительно светила первая звезда! Хотя днем было облачно, а в рождественскую ночь даже «моросил» снежок, именно тогда, когда на небе должна была появиться вестница Рождества, на небе не было ни одного облачка. Чем не рождественское чудо?
Само же Рождество в наших краях (а живу я на юге Ровенщины) начинается с колядок. Еще не успели некоторые хозяева проснуться, как около дома топчутся маленькие колядники. Кто группами, а кто и в одиночку, со звездой в руках и мешком пожеланий. Кое-кто называет это «бизнесом» малышни, не более чем зарабатыванием денег, однако, как отметил священник в церкви, детвора все же старается, учит колядки и несет свои поздравления людям, несмотря на мороз, вьюгу или, как в этом году, слякоть. И это не просто поздравления. С каждым колядником в двери дома заходит радость на целый год.
Всегда изумлялась католическому Рождеству, которое смотрела по телевизору. Православное Рождество хотя и не такое яркое, но как-то ближе. Украинские традиции уникальные. Диву даюсь им из года в год. Рождество не зависит от погоды, от политических настроений или церковной принадлежности. Рождество — в сердце.
«ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ КАК В СКАЗКЕ»
Екатерина ЯКОВЛЕНКО, Летняя школа журналистики «Дня», Донецк:
— Новогодние и рождественские праздники в восточных областях Украины отличаются от того, как празднуют в центральных и западных областях. Здесь с каждым годом все меньше колядников и щедровальников ходят по домам и декламируют стихотворные рождественские поздравления. Пожалуй, я уже давно не видела традиционно одетых щедровальников. А еще здесь не широко распространен обычай готовить 12 рождественских блюд. Конечно, столы ломятся от вкусной еды, но определенных «рождественских стандартов» большинство не придерживается.
Как бы там ни было, я не представляю себе Рождество без народного пения и обрядов. Без девичьих гаданий и надежд. В детстве мы с сестрой часто ходили колядовать к соседям, приносили им кутью, пели песни. До сих пор помню тексты колядок и щедривок. А еще девичьи вечеринки с гаданиями. Даже в том, как творится праздничное действо, есть своя магия, свое чудо. Чувствуешь себя словно в сказке.
Есть такой обычай: на Рождество нужно, прежде всего, приветствовать близких людей. Именно поэтому я люблю праздновать Рождество с моей семьей. Мама всегда готовит вкусную кутью, и мы ждем вечера, чтобы вместе сесть за стол. А когда наступает вечер, готовим конфеты, печенье и мелкие деньги, ожидая гостей, которые приносят в дом достаток и благополучие.
«ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... С ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ»
София КОЧМАР, Летняя школа журналистики «Дня», Львов:
— Даже сегодня, когда я уже делаю первые успехи в журналистике, учусь в университе, до сих пор помню, как замечательно звучала радостная колядка из уст моей двоюродной сестры Ульяны! У нее дар от Бога к пению, а у меня — к писанию. Но не развешивать же мне все вырезки по дому? Поэтому Рождество — это всегда праздник кого-то другого, но не мой! И вот в этом году случилось чудо — на пороге своего дома я услышала радостный смех сестренки, которая приглашала: «Ну-ка, колядовать!» И мы вместе, взявшись за руки, возвещали Благую Весть во дворах родного села! Наверное, в тот вечер не было на свете более радостного колядника, чем я! И знаете, именно в таких маленьких победах каждого над собственной завистью, комплексами, гневом свершается великая победа Спасителя именно сегодня!
Это было своеобразное лирическое отступление от того Рождества, что в сердце. А теперь немного о Рождестве в моей Церкви. «Моя» — значит Украинская греко-католическая, но вы можете подразумевать ту, которая близка лично вам. Какая разница, что мы такие разные? Христос же все равно явился в мир! Наша церковь прошла тяжелые годы подполья, до сих пор у нашего сельского священника дрожит голос, когда он рассказывает о том, как праздновали Рождество в уже далекие годы: о лесе; о самых искренних исповедях, которые только слышал; о Святой вечере без коляды или с колядой, но такой, когда самый смелый стоит на страже; о кутье без мака, потому что утром учителя в школе проверяли детские зубы на наличие зерна — такая себе улыбка «врага народа». С другой стороны, в моей семье еще долго будут жить мамины рассказы о том, как она перевозила Священное Писание через советскую границу из Польши. И твердое мамино «ВЕРЮ!» в ответ женщине-таможеннику! Или бабушкино рождественское воспоминание: она родом из лемков, ее еще ребенком переселили на Тернопольщину после операции «Висла». Мы на Свят-вечер моем руки в специальных сосудах с монетами в воде. Я всегда думала, что так делают все, но, оказывается, это так, потому что мы — лемки, а вода в кувшине — в память об источнике, который наши предки оставили в своем богатом крае. Или еще: бабушка всегда рассказывает о ритуале братания колядой и кутьей людей после переселения сюда. «Мы пели «Сумний був той Свят-вечір» и плакали все вместе!» — вспоминает она, рассказывая о тех годах.
Сегодня тихо. Во Львове, как и в европейских городах, открыли рождественскую ярмарку, поставили огромный дидух, обязали всех предпринимателей украсить витрины. Но Рождества так и не случилось... Потому что Бог родился в бедных яслях, а не во всем том, что дорогое и искусственное. И почему это я снова о грустном? Как поет сегодня Церковь Христова, «Христос на земле — радуйтесь!»