Экспозиция освещает историю художественного движения «Флуксус», а также представляет некоторые образцы американского киноавангарда. «Флуксус» (от латинского fluxus — «поток жизни») — международная арт-группировка, без преувеличения изменившая послевоенное искусство. К этому движению так или иначе были причастны столь весомые фигуры, как художники Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мациюнас, Йоко Оно, композиторы Терри Рейли, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен.
Благодаря «Флуксусу» в привычную художественную практику вошли перформанс и мейл-арт; очевидна заслуга этой группы также и в формировании концептуализма — господствующего стиля второй половины прошлого века. Активным участникам группы, в частности, Джону Кейджу, Карлхайнцу Штокхаузену, Йозефу Бойсу, удавалось органично совмещать в своих работах абсолютно разные жанры — музыку, видео, театр, а их провокационные, праздничные, спонтанные акции стали классикой искусства действия.
Йонас Мекас — эмигрант из Литвы — был одним из самых активных участников «Флуксуса» с первых дней существования движения. Он отдавал предпочтение съемкам дневниковых 16-миллиметровых лент и литературной деятельности. На выставке показана мультиэкранная инсталляция Мекаса «Квартет деструкции» (фильмы о перформансе Нам Джун Пайка, который крушил на сцене фортепиано, о демонтаже Берлинской стены, об огненной скульптуре Даниуса Кестиминаса «Последствие» (1991), о разрушении Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года) и незаконченную серию 16-миллиметровых фильмов «В Нью-Йорк с любовью». В целом же на выставке представлено более 200 работ, часть из них недавно приобретена Центром визуальных искусств Йонаса Мекаса.
Практически все произведения экспозиции, кроме фильмов — это либо графика, либо коллажи, либо принты. Участники «Флуксуса» проявляются здесь как последователи радикального течения первой четверти ХХ века — дадаизма. Впрочем, это уже не назовешь нео-Дада — скорее, это искусство идей, когда художник в виде схемы, чертежа, случайно сделанной записи, дневника, фотографии передает суть, концепцию произведения — и именно эта концепция становится содержанием (отсюда и название — концептуализм). При этом дадаистское остроумие и склонность к эпатажу остаются. Выставленные композиции созданы преимущественно Мекасом, есть также работы Йоко Оно, Джорджа Мациюнаса, Джорджа Брехта. Конечно, это лишь малая часть наследия «Флуксуса», однако представить его целиком, ввиду весомости имен (одних лишь произведений Бойса хватит на десяток персональных вернисажей) — невозможно. Но наконец-то украинский зритель имеет возможность узнать об этом незаурядном течении, давно уже вписанном во все учебники по современному искусству.