Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фоа-Хока» — урбанистический эскапизм

Известная украинская группа, играющая индустриальную музыку, рассказывает о своем отношении к реализму современности
10 февраля, 2010 - 19:33

В современном обществе нет единой оценки для такого явления, как эскапизм. Понятие это создано от английского слова «escape» — убегать. И если одни умные люди считают, что это уход от реальной действительности в мир иллюзий или в сферу псевдодеятельности, то другие, не менее умные, называют эскапистами тех, кто не желает помещаться в рамках общепринятых стандартов. Участники группы «Фоа-Хока», одной из наиболее экстравагантных на украинской альтернативной сцене, называют свою музыку радикально эскапистской.

«Фоа-Хока» была образована в 1991 году в Чернигове музыкантами Дмитрием Куровским (вокал, синтезатор, флейта) и Владиславом Дихтяренко (синтезатор, гитара). Группа почти сразу же с момента образования стала расширять географию своей деятельности, принимая активное участие в акциях харьковского творческого объединения «Новая Сцена». А в 1994 году приняла в состав киевского музыканта Ивана Москаленко (бас-гитара).

Музыка города, написанная горожанами: индустриальные тенденции искусства 90-х, полифония, совмещенная с эмоционально тихим пением, фольклорные традиции... Группа на протяжении уже второго десятилетия сохраняет верность своей творческой позиции, нанизывая на урбанистический «стержень» новые музыкальные идеи.

В 90-х «Фоа-Хока» успешно гастролировала по Восточной Европе, участвовала в крупномасштабных фестивалях «Новой Сцены». С 1997-го начала сотрудничать с экспериментальными видеопроектами киевского арт-объединения «Sampled Pictures Creative Unit». Созданные в результате этого сотрудничества видеоработы демонстрировались в Украине, Польше, Германии, Франции, России и США.

В 1999 году музыканты «Фоа-Хока» создали лейбл «SKP Records», где выпускают свои и родственные по духу индастриэл-проекты. С 2002 года «Фоа-Хока» стала открытым коллективом для любых артистов, проявивших единомыслие с ее участниками.

В настоящее время группа преимущественно работает в студии. Музыка стала более сложной и изысканной, музыканты используют целый ряд инструментов: флейта, скрипка, медные инструменты, синтезаторы, гитары. В музыке города теперь отчетливо слышатся новая волна, техно, психоделический эмбиент, экспериментальный рок. В январе этого года на студии «SKP Records» вышла компиляция «Tracks Off: The History, Vol 2» (1993—2009). Это новые и неизданные треки с видеоклипами, выпущенные в формате CD/DVD/web EP.

О сегодняшней деятельности «Фоа-Хока» я попросила рассказать одного из основателей группы — Дмитрия Куровского. В разговоре приняли участие музыканты Сергей Дубровский и Евгений Ходош (основатель одной из интереснейших харьковских групп «Казма-Казма»), а также Олег Черный, представляющий арт-объединение «Sampled PIctures Creative Unit». Открытый проект «Фоа-Хока» продолжает расширять свои радикально эскапистские ряды...

— Для того, чтобы воспринимать вашу музыку, нужно ли слушателю быть подготовленным?

— Да, это необходимо. Долгое время мы наблюдаем и изучаем «неподготовленную публику». И понимаем, что эти люди представляют собой острую форму безразличия. Музыка «Фоа-Хока» является своего рода жестокой карикатурой на культ «дебилстайла» ХХ и ХХI века. Наша музыка — это заклинание, сродни вуду, энергия, направленная в самое сердце сознательной неинтеллигентности внутреннего и внешнего раба.

— Не было ли у вас противоречий между творческой и нормальной обывательской жизнью, удается ли им мирно сосуществовать?

— На наш взгляд, гармонии между творческой и обывательской средой не существует.

— Вы занимаетесь не только музыкой, но и многочисленными арт-проектами. Как вы это успеваете, ведь требуется много энергии, физических сил?

— Мы равняемся на Lee Scratch Perry! Он в свои «за семьдесят» успевает! (Lee Scratch Perry — легендарный ямайский исполнитель реггей и даб-музыки. — Т. Е.).

— Музыка для вас — это способ бежать или способ отстраниться?

— Музыка для нас — глубокое откровение и радость. Также это очень возбуждающая вещь. И еще — мечта!

— Почему вы так часто используете синтезаторы?

— Синтезаторы очень помогают экспериментам. В них отчетливый момент неожиданности и эффект альтернативного звучания, волшебная звуковая галактика.

— Как, по-вашему, в музыке может сочетаться образ города и образ дороги? Дорога, по-моему, это понятие, совсем не связанное с урбанизмом.

— Дорога — это образ. В том числе и города, в котором наши судьбы и наша любовь.

— Насколько зрителям позволительно не соглашаться с предлагаемым им видеорядом в клипах «Фоа-Хока»?

— Что значит — позволительно или нет? Ни музыкант, ни видеомейкер не может зрителю что-либо позволить или запретить. В свою очередь, зритель не может запретить музыканту писать музыку или режиссеру снимать клип. Безусловно, видеоряд есть навязывание своей идеи изобразительного решения. Как любой клип или любая экранизация какого-нибудь литературного произведения. Так же, как и иллюстрация в книге, которая тоже является навязыванием своего видения персонажей читателю. У зрителя всегда существует неотъемлемое право не принимать эту визуализацию или эту идею. Нажать кнопку дистанционного пульта и выключить телевизор, уйти с конкретного сайта, выключить компьютер вообще, встать и уйти из зрительного зала во время просмотра фильма и так далее. У творческого человека же существует неотъемлемое право считать, что зритель «не дорос» до принятия и понимания созданного.

— Связана ли ваша музыка с реальностью или образы исключительно придуманы?

— Музыка отражает жизнь, показывая альтернативные реальности и рассказывая разные интересные истории и тайны. Каждого современного музыканта можно сравнить с радиостанцией, которая транслирует его музыку, и естественно, что таким образом происходит процесс знакомства придуманных образов с реальностью.

— Расскажите об «SKP Records».

— В названии зашифровано словосочетание «escape records» — записи сбежавшего. Наш самиздат-лейбл родился в 1999 году. Выпускали кассеты и диски локальных индастриэл и хардкор групп. Позже «SKP Records» сконцентрировались на электронике, даб и эмбиент направлениях, и к нынешнему году в каталоге насчитывается уже около 90 релизов украинских артистов. Помимо альбомов «Фоа-Хока» и «VzyalSoundSystem» выходят исторические компиляции «Dub In UA: Ukrainian Dubstyle Chronicles» и серия релизов «Suburban Dub».

— Хотелось ли вам когда-нибудь переделывать уже написанную музыку?

— Самые интересные музыкальные находки «Фоа-Хока» развиваются и живут многие годы... Такие композиции, как «Good News», «Забутий Хiт», «Телескоп», «Звук Ти Нiхто», трансформируются в новые музыкальные формы. Наши идеи разделяют многие талантливые современные музыканты, не только украинские, но и европейские. Поэтому музыка все время находится в развитии.

Открытый творческий проект, каковым является «Фоа-Хока», — это лучшее подтверждение тому, что упреки эскапистам в отрыве от реального мира сильно преувеличены. Расширение географических и культурных границ, по-моему, — чудесный способ для взаимопонимания между людьми, говорящими на разных языках и воспитанными на разных музыкальных традициях. Недавно лидер известной американской группы «Гоголь Борделло» Евгений Гудзь, который давно является единомышленником «Фоа-Хока», включил новый трек группы в свое выступление в качестве ди-джея. А это означает, что очень скоро урбанистическая музыка «Фоа-Хока» сплетется со звуками далекой городской экзотики.


В статье использована информация с официального сайта группы.

Татьяна ЕЖОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ