Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Формообразование Оксаны Рыботицкой

В Национальном музее во Львове (НМЛ) открылась ретроспектива одного из корифеев художественного текстиля «Текучесть времени»
5 марта, 2019 - 10:20
«НА СПАСА» (ШЕРСТЬ, ХЛОПОК). 1989 г.

Творчество известной в Украине львовской художницы вызывает большое уважение и почтение. Как и сама личность мастера, насквозь «пропитавшегося» украинской национальной культурой, одаренного разносторонним лирико-поетическим талантом непревзойденного «композитора» и колориста в области самого интересного и самого сложного жанра ручного ткачества — гобелена, которому Рыботицкая хранит верность, оставаясь неизменно преданной, уже полвека.

Полученные ею с полной самоотдачей уроки мастерства у таких выдающихся украинских педагогов и знаменитых художников, как Карл Звиринский, Роман Сельский, Ласло Пушкаш, Наталия Паукпид время учебы во Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства (ныне Львовская национальная академия искусств) определили направления развития дальнейшего творчества Оксаны Рыботицкой, где она нашла собственные принципы формотворення и неповторимую образность своих абстрактно-декоративных произведений, в которых гармонично соединяет соотношение традиционного и новаторского, утилитарного и декоративного: как в монументальных гобеленах, предназначенных для общественного интерьера и музейного пространства, так и мини-гобеленах, выполненных для выставочных экспозиций и домашнего уюта жилой среды.

«ВЕЧНЫЙ МОТИВ-2» (ШЕРСТЬ, ХЛОПОК, АКРИЛ). 2012 г.

Львовская школа дала художнице глубокое осмысление достояния отечественного и мирового искусства. Получая образование на отделении художественного текстиля, она получила, кроме профессиональных знаний, глубокое понимание основ народного искусства, в частности писанки, выбойки, ковроткачества особенно таких регионов, как Гуцульщина, Покутье, Буковина. Работая над нефигуративными, орнаментально— декоративными, зооморфными и растительными композициями произведений, профессиональный художник текстиля Оксана Рыботицкая, как и народные мастера Западной Украины, нередко вдохновляется ее непревзойденной природой. В произведениях текстильщицы чувствуем смелое и в то же время органическое сочетание масштабной абстрагированной формы и песенной ритмики узнаваемых карпатских мотивов: еловых лесов, горных цепей, зигзагов деревянных загонов гуцульських подворий. Горный ландшафт Карпат подсказывает автору построение композиции, ярким примером чего являются монументальные гобелены с предельно условными пейзажами «На Спаса», «Тропинками Карпат», «Ожидание». Характерно, что воспроизведенное художницей естественное окружение карпатских гор с авторскими импровизациями мотивов деревьев, птиц, цветов, злаков, трав, растений (в частности любимых ею стилизованных изображений бессмертника) в процессе ручного ткачества проходят чрезвычайно сложный процесс превращения реальных форм в геометрическую абстракцию («Возрождение», «Слепой дождь», «Засеянная земля»).

Для художницы было чрезвычайно важным осуществить эту свою этапную — грандиозную по масштабам выставку текстильных и графических произведений в ее родных стенах, где в период 1970—1975 гг. О. Рыботицкая работала сотрудником отдела народного искусства. Именно это позволило ей в совершенстве ознакомиться с шедеврами украинского ковроткачества как в научно-этнографических экспедициях по регионам, так и непосредственно в фондах НМЛ. Однако с тех пор за полвека, насыщенных творческими и жизненными событиями О. Рыботицкой, прошло много времени: незабываемый творческий опыт, полученный в международных симпозиумах художественного текстиля в Дзинтари в Латвии в 1970—1980-х, захватывающая педагогическая работа во Львовском государственном колледже декоративного и прикладного искусства им. И. Труша и параллельно членство в многочисленных групповых, региональных, всеукраинских импрезах в 1990-х гг., попытки всесторонне реализовать себя вместе со своим мужем — известным львовским живописцем-авангардистом Владимиром Рыботицким в Филадельфии в США в 2000-х годах, активное участие во всеукраинских биеннале и триеннале художественного текстиля после возвращения в Украину в 2010-х.

Оксана Рыботицкая никогда на протяжении 50 лет не тратила попусту время в профессии. В своих непревзойденных гобеленах на выставке в НМЛ художница утверждает извечные ценности жизни в гармонии с миром природы, раскрывая нерушимые связи человека с Землей и Небом, на что способен только настоящий виртуоз в ручном ткачестве, переживающий свое звездное время.

Персональная выставка Оксаны Рыботицкой в НМЛ действует до конца марта.

Зоя ЧЕГУСОВА, заслуженный деятель искусств Украины. Иллюстрации предоставлены организаторами выставки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ