Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фотограф для «людей улиц»

Александр Чекменев в столичной «Я галерее» представил свою фотовыставку и фотоальбом
19 марта, 2008 - 19:47

Сегодня, во времена гламурного бума, многие неприглядные стороны нашей жизни остаются за кадром. В буквальном смысле. Однако фотограф Александр Чекменев (читателям «Дня» он хорошо знаком по участию в наших традиционных фотоконкурсах) всегда говорил, что люди, в силу обстоятельств оказавшиеся на обочине, не менее других заслуживают уважения и сочувствия. Автор находит для них и то, и другое, а еще... дорогую пленку, что в результате дает особый эффект.

Серия «Фотография без дублей: люди улицы уличного фотографа» была отснята в Украине в 1994—1997 годах в Луганске, когда у нас только появлялись первые негативные цветные пленки, которые обрабатывались по 41-му процессу. Их качество намного отличалось от тех, которые тогда выпускались на постсоветском пространстве. «Проявляли пленки за 150 км от Луганска. Из Луганска ездили в Киев, потому что у нас не было машин для печати. Пленки нужно было доставать по блату, или же покупать за большие деньги», — рассказывает Александр Чекменев. Это и определило подход к съемкам. Ведь у Александра люди не просто смотрят в кадр, часто они позируют. Таким образом, фотографии были просто уникальны и сегодня остаются такими же.

«Учился фотографировать на улице. Ведь вырос в частном секторе — практически на улице, — рассказывает Чекменев. — Там я жил, начал зарабатывать, научился фотографировать и выживать. И помогли мне в этом именно «люди улицы» — люди, которые изображены на этих фотографиях». Александру интересны такие люди, ему нужно знать, почему они стают такими и при этом радуются жизни. «Бродяга — это целая история...» — раздумывает Александр. Критики и коллеги по цеху говорят, что Чекменев показывает целые судьбы, ведь многих из тех людей, которые изображены на фото, уже нет в живых...

В рамках фотовыставки автор представил и свой первый фотоальбом «Александр Чекменев. Черно-белая фотография». Особое усилие к этому приложил руководитель проекта «Гудимов арт-проект» Павел Гудимов. Именно после их знакомства возникла идея сделать не просто фотовыставку, но и выпустить фотоальбом. «Это человек, который пророчит будущее моим фотографиям. В альбоме — собрание снимков с 1992 года. В него вошло около девяти серий и отдельные самостоятельные снимки. Объединяет все эти снимки черно-белая фотография, которая сделана ручным способом, с негативной пленки и фотоаппаратом, который стоил всего 100 долларов. Честно говоря, и сегодня я снимаю на пленку, а «цифра» — только для работы. В моих снимках почти все люди позируют, улыбаются. Значит, с человеком есть контакт. Я подходил вплотную, и для этого мне нужен всего-навсего один объектив, который не позволяет снимать издалека. И именно по таком принципу снимок получается настолько, настолько ты открылся этому человеку, и наоборот. Эти люди привлекают внимание, отдают последнее. Это не политики, которые имеют все и не отдадут ни копейки», — рассказывает Чекменев.

МНЕНИЯ

Павел ГУДИМОВ, руководитель проекта «Гудимов арт-проект»:

— Как-то Александр Ляпин и Александр Радчуков пришли ко мне в гости и познакомили меня с Чекменевым и с его работами. И я сразу же сказал, что хочу это выставить. Мы сделали первую фотовыставку, которая называлась «Черно-белая фотография». Это было в прошлом году, а уже сегодня мы выпустили фотоальбом с одноименным названием.

«Фотография без дублей: люди улицы уличного фотографа» — это своеобразный психологический эксперимент. Бомжи просто притягивают к себе. Он показал на самом деле людей с улиц. Нельзя говорить, что эти люди плохие или добрые, над ними нельзя смеяться. У них у каждого свое мировоззрение. Если присмотреться, то мы увидим, что это люди ничем не отличаются от нас.

Александр ЛЯПИН, фотограф:

— Где-то лет десять назад в Укринформе мы делали фотоконкурс «Укрпрессфото», и в номинации «Молодой автор» победил Чекменев. Тогда он прислал те фотографии, которые мы сейчас видим. Я просто тронут. Чекменев выбирает ту сферу жизни, куда все боятся заглядывать. Для кого-то это невесело, но мне лично очень нравится. Эти люди интересны. Чекменев умеет подать подобный сюжет: люди у него — как в театре, он делает из них актеров, полноценных личностей.

Ирина КОНОНЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ