Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фрагмент Большого стиля

20 июня, 2001 - 00:00

В Доме кинематографистов состоялась премьера документального фильма «Ефим Звягильский» студии «Контакт».

Качественный уровень фильма был гарантирован высокопрофессиональной съемочной группой во главе с режиссером Тимуром Золоевым, который в свое время прославился в жанре кинопортрета картиной о знаменитом хирурге Николае Амосове. Более широкой аудитории он известен своими фильмами на военно-приключенческую тематику «Ожидание полковника Шалыгина» и «В двух шагах от «рая».

Что касается содержания нового проекта «Контакт», то создалось впечатление, что главный герой — экс-премьер Ефим Звягильский — личность на самом деле мощная и колоритная — позволил группе снять исключительно то, что сам посчитал нужным. Попав под обаяние своего персонажа, кинематографисты — вольно или невольно — придали собственному произведению тональность, присущую фильмам эпохи советского Большого стиля. Пишу об этом без иронии, и тем более не в упрек создателям картины. Ведь реакция искушенной аудитории Дома кинематографистов, в которой наличествовали и мэтры отечественного кинематографа, мало чем отличалась от реакции так называемого «массового» зрителя на кинохиты советских времен. И это только лишний раз подтверждает: у нашей публики существует реальная потребность видеть на экране цельную, нерефлексирующую личность. Эта потребность диктуется желанием придать цельность собственному мироощущению, «склеить» реальность, рассыпавшуюся на кучу невразумительных постмодернистских осколков. Понятное дело, что герой, способный успешно руководить огромным хозяйством, в котором — и мощная шахта, и десятки тысяч гектаров сельхозугодий, и санаторий для шахтеров, и еще Бог знает сколько и чего — не может не вызвать симпатий. Желание делегировать ответственность даже за собственную жизнь кому-то большому и сильному, способному легко и быстро решить все наши проблемы, указывает на то, что мы, украинцы, все еще живем представлениями, свойственными для так называемых традиционных обществ. Расценивать ли этот факт, как препятствие на пути прогресса, или напротив, как способность сохранить национальную идентичность — вопрос, не имеющий однозначного ответа...

Мне же запомнился больше других эпизод встречи Звягильского с жителями одного из «неперспективных» в прошлом сел. Многочисленные просьбы селян экс-премьер решает четко и быстро, с помощью коротких распоряжений — подобрать помещение под аптеку, построить мост, обеспечить сельскую библиотеку прессой... И тут некий мужчина подходит с жалобой, мол, хоть уголь для отопления теперь подвозят и регулярно, но вот сорт чего-то не того — приходится подолгу сидеть у печки, поддерживая огонь. У растерявшегося от такой просьбы Звягильского на миг спадает маска «большого начальника», и мы видим лицо — все же уже пожилого и изрядно уставшего человека. Он доверительно наклоняется к просителю и почти шепчет: «Сидеть, говоришь, долго? Ну так... посиди».

...Кое-что в этой жизни каждому все же придется делать самому. Даже в традиционном украинском обществе. Даже при наличии настоящих хозяев...

Сергей ЧЕРНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ