Но человек жив, пока его помнят и любят. Брондукова любят тысячи поклонников его искрометного таланта. За его роли в фильмах «Афоня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Олеся», «Я служу на границе», «Здравствуй и прощай», «Мы из джаза», «Зеленый фургон», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие. Непревзойденный мастер эпизода, он умел запомниться и полюбиться зрителям за считанные минуты на экране. Его имя состоит из Бориса и Славы. Сильный и Прославленный. Нарекая сына таким редким именем, родители и подумать не могли, что предсказали ребенку судьбу.
Жена Борислава Николаевича — Екатерина, живет сегодня в их родном доме под Киевом вместе с сыновьями и их семьями, нянчится с внуками. Эта маленькая, интеллигентная, мягкая женщина, оказалась очень сильной и стойкой, когда пришлось столкнуться с бедой — тяжелой и длительной болезнью мужа. С 1993 го почти уже не снимался: Брондуковперенес три инсульта, после последнего шесть лет был практически парализован. Все легло на плечи жены — уход за любимым мужем, воспитание двоих сыновей, проблемы быта и финансов.
1 марта в Доме кино состоялся вечер памяти актера. Друзья, коллеги вспоминали Брондукова. Жена прочитала стихи, которые посвятил ей супруг много лет назад. Казалось, что Брондуков сам присутствовал в зале и слушал рассказы о нем.
— Катя, сколько лет вы прожили с Бориславом Николаевичем?
— 35 лет. Бронечка был таким ласковым, заботливым, внимательным. С ним даже поссориться было невозможно. Он покорял своим обаянием, талантом, щедростью, добротой. Постоянно на улыбке, шутки, импровизации. С ним было радостно.
— Вас свело кино?
— Бронечка помогал мне готовиться в театральный. Я поступила на курс к Константину Степанкову. В конце первого курса мы поженились. Через год родился Костик.
— А как ваши родители относились к этому?
— Были против (Бронечка был меня старше). Но только в начале. А потом, когда ближе познакомились с моим ухажером, то он их просто очаровал.
— А свадьба какой была?
— Веселой. Много гостей было, вся наша киношная братия. Рядом в лесу выкопали молоденькую грушу и посадили у нас во дворе, Бронечка снял свой свадебный галстук, обвязал торжественно деревце, Степанков ее водкой полил. Естественно, о карьере актрисы пришлось забыть. Тем более, что муж много снимался, надо было кому-то уступить. Я понимала, что он намного талантливее и востребованнее меня, так зачем я буду пыжиться?
— И вы стали хранительницей домашнего очага?
— Мы очень любили наши очаги. У нас их было 4, по мере увеличения семьи приходилось увеличивать жилплощадь. А когда Бронечке стало совсем плохо — мы поселились в моем родительском доме — ему нужен был воздух, природа, в городе он не мог выходить из дому.
— А сам Брондуков как поступил в театральный?
— Исполнив блестяще монолог Голохвастова, Брондуков был зачислен в Киевский театральный институт на первый набор кинофакультета. Хотя были и такие педагоги, которые говорили, что Брондуков профнепригодный. Тем более, для кино. Благодаря своему преподавателю Виктору Илларионовичу Ивченко (режиссер культового фильма «Лесная песня»), Бронечка поступил и стал потом актером кино.
— От кого он унаследовал такой талант?
— Думаю — от отца. Тот играл на музыкальных инструментах, балагурил, всегда был душой компании.
— Ваши дети на Брондукова похожи?
—Очень. Особенно младший, Богдан. Один к одному. Костя — более серьезный. А Богдан такой же шустрый балагур и заводила, как отец.
— Кто помогал вам во время болезни мужа?
— Весь Союз, весь земной шар. Не смогу даже всех перечислить. И боюсь кого-нибудь обидеть, если не назову.
—А как вас находили?
— А как вы меня нашли? Так и другие — звонили, искали, узнавали. Двери в доме у нас не закрывались — люди шли, как в церковь. Но приходили и помогали только те, у кого в жизни было свое горе, кто прошел через испытания. Здоровые и благополучные к нам не ходили.
—Детей уже сами на ноги ставили?
— Дети сразу повзрослели, почувствовали ответственность. Они у меня замечательные — надежные, самостоятельные, старательные.
—Замуж больше не вышли?
— И в мыслях не было. После Бронечки трудно кого-то представить рядом. Мы очень любили друг друга. Помню, ездила к нему на «побывку» в Одессу, он там снимался в фильме «Если есть паруса». И Бронечка там познакомил меня со сценаристом Виктором Мережко. Бронечка меня ни на шаг не отпускал и всем представлял: это моя Катя, моя Катя приехала. Позже, когда Мережко писал сценарий фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова», где Бронечка снимался с Евгением Киндиновым, Мережко главную героиню назвал Катей.
— С кем из московских «киношников» общаетесь?
— Пожалуй, только с Витей Мережко. Он очень любил и ценил Бронечку. Мы бывали у них в Москве часто в гостях. Приглашали нас в гости и семья Михаила Казакова, и Валя Гафт — они очень тепло относились к Бронечке. И с Димой Харатьяном были очень теплые отношения.
— А Соломины, Ливановы?
— Нет, только на светских официальных раутах. Когда я в Прибалтику приезжала на съемки «Шерлока». Теплые посиделки у нас были только с Мыкалайчуками — там дурачились откровенно: Бронечка, подражая французскому шансону, пел песни (не зная французского), а Иван (тоже не зная) ходил следом за ним и с умным видом переводил. Это было так уморительно! А теперь с Маричкой, женой Ивана, ездим вместе на кладбище к мужьям — они рядом похоронены.
—А кто с детьми оставался, когда вы уезжали на побывку к мужу?
— Бабушки по очереди. А когда я рожала Богдана — Бронечка снимался в Крыму в «Человеке с бульвара Капуцинов» и Костика брал с собой. За Костиком присматривала вся съемочная группа, киношный ребенок. Да где только мы не ездили за Бронечкой! И в Хабаровск, и по всем украинским селам.
— Как он вас дома называл?
— Катэрына! Мы дома общались на украинском языке. Хотя он корнями — русско-поляк. Польского языка, правда, не знал, но гордился, что был католиком. Его так красиво отпевали в Александринском костеле!
— Как он работал над ролями?
—Многие роли он сам сочинял. Например, фильм «Мы из джаза». Там крошечный эпизод. Карену Шахназарову (режиссеру) подсказал опять сценарист этого фильма Александр Бородянский: Слушай, пригласи Брондукова, он тебе конфетку сделает! И Шахназаров, не зная совершенно Бронечку, пригласил его. И — за полдня, импровизационно сняли эту сцену. И в «Шерлоке Холмсе» — так же, многое сам Бронечка придумал.
—Интересно, он был такой разноплановый — играл и простаков, и аристократов, и алкашей? Как это ему удавалось?
— Я сама всегда удивлялась и спрашивала: Бронечка, как ты это делаешь? Он отвечал: не знаю, интуиция ведет.
— От многих сценариев отказывался?
— Целая гора лежала дома. Он всегда говорил: дайте мне крошечную роль и я сделаю конфетку, а зачем мне ваши главные роли? И всегда точно знал: что он может, а что нет.