Стремясь обелить кожу, женщины рискуют лишиться красоты.
В Азии все больше женщин становятся жертвами агрессивной пропаганды светлой кожи, которая выдается за эталон красоты и здоровья. Парфюмерная индустрия эксплуатирует образ белокожей красавицы последние десять лет. Стремясь соответствовать ему, азиатки скупают специальные кремы, рискуя навсегда испортить свою внешность. Именно это случилось с Паньей Бунчун, девушкой из городка Макхам Кху на юго-востоке Таиланда. Крем, который она наносила на лицо и шею, должен был превратить ее в белокожую красавицу. Но нелегально произведенная смесь, купленная в местном магазинчике, превратила ее кожу в уродливую полосатую рябь бело-розового и темно-коричневого. Медики говорят, что, возможно, навсегда. Менеджер ресторана, где работала Бунчун, просто сказал ей, что она уволена. Когда она идет по улице, на нее пялятся во все глаза, а дети кричат: «Привидение!»
Случай Паньи не единичен. По данным исследования, проведенного маркетинговой компанией Synovate, сейчас активно пользуются кремами для осветления кожи в Гонконге, Малайзии, на Филиппинах, в Южной Корее и на Тайване, пишет NEWSru.com со ссылкой на International Herald Tribune (полный текст на сайте Inopressa.ru). И хотя многие, если не большинство кремов для отбеливания кожи, безопасны, врачи, организации потребителей и правительственные чиновники сообщают об опасных последствиях тенденции «белое — значит красивое»: вместо того, чтобы осветлять отдельные потемнения, женщины наносят сильнодействующие кремы в больших и вредных пропорциях.
Женщины покупают солнцезащитные кремы как основу для офисного макияжа — чтобы не получить загар по дороге на работу. Эти кремы — современный эквивалент огромных балдахинов, которыми в прошлом слуги укрывали своих повелителей от сильного азиатского солнца.
Управление по пищевым и лекарственным товарам Таиланда опубликовало список из 70 отбеливающих кремов, незаконно продающихся в стране. Индонезийские чиновники выявили более 50 запрещенных косметических средств. Однако некоторые сомнения есть и по поводу легальных кремов. Некоторые врачи указывают, что гидрохинон, который дерматологи всего мира много лет выписывают для устранения дефектов кожи, может быть канцерогенным, особенно если его использовать на протяжении длительного времени в больших дозах. Было доказано, что гидрохинон, который также используется в фотопроцессах, вызывает лейкемию у мышей и других животных. В 2001 году ЕС запретил использование этого ингредиента в косметике, однако он по-прежнему широко используется при изготовлении лекарственных препаратов и нелегальных кремов в разных частях развивающегося мира. В США он продается без рецепта только в двухпроцентном растворе.
ЭТАЛОН БЕЛОЙ КОЖИ
Социологи уже давно обсуждают, почему азиаты, различающиеся по языку, религии и этнической принадлежности, одинаково глубоко уверены в том, что светлая кожа — более привлекательна. Одно из наиболее часто приводимых объяснений — светлая кожа ассоциируется с богатством и высоким уровнем образования. Представители низких социальных слоев — рабочие и крестьяне — подвергаются воздействию солнца и поэтому имеют более темный цвет кожи.
Другая теория строится вокруг волн завоевателей с более светлой кожей, монголов из Центральной Азии или колонизаторов из Европы, цвет кожи которых стал стандартом привлекательности. «Успех средств для осветления кожи означает, что западная концепция красоты в отношении цвета кожи, наконец, дошла до низших классов», — говорит Рэнди Дэвид, социолог в Университете Филиппин.
Нитхивади Пучарейот, врач кожной клиники в Бангкоке, занимающийся распространением средств для осветления кожи, отмечает: «Каждая тайская девушка думает: если у нее будет белая кожа, то к ней придут деньги и мужчины. Все кинозвезды имеют белую кожу, и все хотят выглядеть, как суперзвезды».
РОЛЬ РЕКЛАМЫ И КИНО
В укоренении мнения о том, что белая кожа — более красива, свою роль, конечно, играют кино и реклама. Большой успех южнокорейских сериалов в регионе сделал светлокожих звезд эмблемой азиатской красоты.
Реклама продуктов для отбеливания кожи представляет светлую кожу как яркую и более здоровую. Популярный бренд Olay, например, продает крем под названием White radiance («Белое сияние»). L’Oreal представляет продукты серии White perfect («Белое совершенство»).
В исследовании, проведенном в июне 2004 года Synovate, 64% респондентов из Гонконга, Малайзии, Филиппин, Южной Кореи и Тайваня заявили, что со светлой кожей они чувствуют себя моложе. Половина филиппинок, 45% жительниц Гонконга и 41% малаек сообщили, что пользуются каким-либо продуктом для осветления кожи.
Конечно, в Азии есть те, кто предпочитает загорелую кожу. В Японии есть молодые девушки, которых часто называют сибуйские девушки — по названию фешенебельного квартала Токио Сибуя, где они любят проводить время. Эти девушки уже с десяток лет регулярно посещают солярии. Однако они — «белые вороны» в японском обществе, да и во всей Азии. «Все остальные в Азии хотят иметь белую кожу, — указывает Лиюнг Су, координатор отдела международной моды в Vogue Nippon, японской версии журнала мод. — Люди могут сказать тебе, когда ты возвращаешься из отпуска: «О, у тебя — загар!» Но это не обязательно прозвучит как комплимент».