«Рыцари-казаки должны быть в почете», — считает Тарас Каляндрук. Его исследование вызывает такое любопытство, а оппонентам, не согласным с его выводами, трудно найти аргументы против того, что книгу свою он построил на основательных исследованиях. Ему, кандидату экономических наук, привыкшему к цифрам и анализу, не составило труда, погрузившись в фолианты, написать монографию на… историческую тему. Причем такую, в которой каждый вывод подкреплен цитатами, фотографиями, рисунками… А все это, умноженное на здравый смысл и привитое родителями уважение к родной земле, позволило создать действительно вещь необыкновенную, которая носит название — «Таємниці бойових мистецтв України».
— Тарас, все-таки почему вы заинтересовались этой тематикой?
— Потому что категорически не согласен со стереотипом косноязычного хохла с мягким характером, лирическим нравом, который или пьет, или танцует, или плачет и вздыхает над своей судьбой, стереотипом, упорно навязываемым нам годами. Как писал когда-то Александр Довженко: «Країна виховання безбатченків, безбатченків без роду і племені. Єдина країна в світі, де не викладається в університетах історія цієї країни, де історія вважалась чимось забороненим і ворожим, — це Україна».
Историю Украины в вузах сейчас преподают, однако все ли ориентиры изменились? Так вот я не хочу, чтобы мой сын рос именно под таким влиянием. И мой дед в свое время не хотел, поэтому так много мне рассказывал о казаках и опришках, учил драться, и не только в прямом смысле этого слова (хотя и за это ему благодарен), но и в переносном — позиции свои учил не сдавать. И еще один важный нюанс имел и имеет значение (я работаю над продолжением этой книги), — не «братки» и не «пацаны» должны привести Украину в Европейское сообщество, а украинцы — носители лучших рыцарских традиций. Национальная боевая культура слишком долго находилась на маргинесе, из украинского сердца годами искоренялся вольнолюбивый дух воина, и теперь я бы настоятельно рекомендовал учителям с особой внимательностью при изучении курса истории Украины делать акценты именно на этой тематике. Наш народ веками стоял между Востоком и Западом, защищал грудью Европу от диких азийских орд, веками, наряду с тысячелетней хлеборобской культурой, создавал и культуру военную, и потому совершенно не будет преувеличением утверждение, что идеальным образом для многих стал образ именно рыцаря-казака.
— Когда гопак начали рассматривать как боевое искусство, во многих это вызвало (и до сих пор вызывает) иронию…
— Если внимательно читать исторические книги, литературные произведения и вообще анализировать, никакой иронии это вызывать не может. Олекса Стороженко в своем «Марко Проклятому», написанном на основании казацких легенд, дает такое описание применения боевого гопака, в частности рукопашного боя казака-характерника: «Пан Підпальський натягнув вірьовку і став зав’язувать. Не вспів він удруге завузлить, як із лістви просунулась здоровенна рука і вхопила його за чуб; блиснув кинжал — і оком не змигнуть, як разом із обезголовленим трупом звалився з дуба чоловік у чорному кобеняку и татарській кучмі. Не доторкуючись ще до землі, він одною рукою затопив патера по тім’ї, а другою жовніра у висок так, що обидва попадали мертві». Разумеется, выполнение таких приемов требовало незаурядного мастерства. Именно этому и обучал боевой гопак, который был своеобразным казацким ушу. Но по своей эффективности он превзошел ушу и другие восточные боевые искусства. Согласитесь, чтобы только станцевать древний казацкий танец гопак, необходимо уметь немало того, что выходит за рамки традиционных восточных единоборств. А исполнение песни во время танца усложняет упражнения и вместе с тем эффективно тренирует дыхательный аппарат и выносливость воина. Сочетая боевые упражнения и танцы с песнями, наши предки прекрасно знали, что делают. Иностранцы, описывая быт казаков, отмечали, что они целыми днями только поют и танцуют, а потом были поражены их сверхчеловеческой силой, выносливостью и невероятными подвигами в бою. Попробовали бы они так спеть и станцевать, поняли бы, откуда сила берется. Кстати, казаки танцевали при полном вооружении, с саблей в каждой руке. Таким образом, танцы выполняли функции своеобразных тренировок. В гопаке, аркане, метелице, казачке четко прослеживается связь боевых приемов, подобных «ката» в каратэ. Мой хороший знакомый и учитель, исследователь боевого наследия казачества, львовянин Владимир Пилат выделяет в гопаке эффективную систему отходов от противника, способы борьбы ногами как на земле, так и в воздухе. «Повзунці», «тинки», «розніжка» — это все удары. «Щупак» — удар в прыжке двумя ногами вперед, «пістоль» — удар одной ногой в прыжке в сторону. Есть там и много движений для рук, имитирующие блоки и удары, особенно с саблей. Причем от простых движений казаки шли к более сложным. Так называемые «повзунці», когда казак в присядке, держа в обеих руках по сабле, поочередно выбрасывает вперед ноги, и таким образом двигается, сначала исполняли на земле, а потом на бочонке, на котящейся бочке…
О существовании мощной системы казацкой выучки есть много исторических свидетельств. Об этом пишут и посол австрийского императора Эрих Лясота, Альберто Вимина и неизвестный автор брошюры «Поражение татар и турок, нанесенное Замойским» (напеч. во Франции в 1590-м году): казаки — воинственные, храбрые солдаты, народ отважный и неугомонный, в основном состоит из изгнанников, которые к ним прибыли совершенствоваться в военном искусстве. Таким образом, боевое искусство на Сечи было на чрезвычайно высоком уровне, иначе зачем бы отовсюду съезжались сюда воины совершенствоваться?
— Рассказывают об особенном искусстве уклонения от пуль.
— Эта техника во время Первой и Второй мировых войн была известна как «казацкое искусство шатания маятника». Кстати, вместе со знаменитым передвижением по-пластунски она вошла в арсеналы отрядов специального назначения многих армий мира. Это знаменитая техника «качков» — покачиваний тела вперед, назад и в стороны, когда вес за счет инерции движения тела плавно переносится то вправо, то влево. Кроме умения уклоняться от пуль, она позволяет использовать в бою энергию и силу противника и резко увеличивать силу и скорость ударов.
— Ну, если уже начали казацкий ликбез, то расскажите, пожалуйста, о казаках-характерниках.
— Характерники были представителями особого, высшего сословия казаков, наделенными тайными военными знаниями и посвященными в магические ритуалы и обряды. Но ритуалы эти были ничем иным как уникальной и чрезвычайно сложной системой психофизической подготовки воинов. Ничего общего, как утверждают иногда, с нечистой силой они не имели. Если обычный человек использует только 4 процента заложенных в нем возможностей психики, то характерник использовал свои резервы и достигал фантастических результатов, которые действительно иногда можно было воспринять как чары. У казаков даже была своя терминология: «гипноз» они называли «химорода». Термин «каверзник» соответствовал нашему «фокусник». Чтобы стать характерником, нужно было пройти сложные испытания — кандидат должен был переплыть на лодке все Днепровские пороги, что сделать во время «большой воды» было практически невозможно. Но выполняя невозможное, когда стирается грань между жизнью и смертью, у человека и проявляются сверхчеловеческие способности.
На Запорожской Сечи школой характерничества был знаменитый Пластуновский курень, в котором характерники обучали знаменитых казацких разведчиков-пластунов, учили их характерничеству и уникальным боевым искусствам «Спас» и «Боевой гопак», которые позволяли выживать и выходить победителями из любых ситуаций. Кстати, об этом курене в советские времена запрещено было даже вспоминать, как и об этимологии слова «пластуны» — самобытную формацию разведчиков именно из Запорожской Сечи.
К сожалению, сегодня сохранилось мало данных о деятельности на Сечи пластунов. Во-первых, потому, что советская историография старалась изобразить это войско как сборище своенравных беглецов- крепостных, не желающих работать на пана. Затушевывалось наличие у них серьезных военных институций, в том числе разведывательной организации. А с другой стороны, при разрушении Сечи казаки сами частично уничтожили архивы, а частично вывезли в Турцию (там они и исчезли). Нельзя забывать и о том, что для того времени была свойственна устная передача тайн.
Кстати, недавно в Киеве состоялся съезд казаков-характерников. Необыкновенные там собрались люди. Не пропала еще казацкая закваска и мощь!
— А о философии жизни казаков чего только не говорят...
— Казаки смотрели на свое войско, как на большую семью, называя его почтенно «рыцарским обществом», а своего атамана величали батьком. Жизненное кредо содержалось в лозунге: «Треба працювати, криком дуба не зрубаєш». Основной ценностью казака была честь. А жизнь считали мгновением — «раз мати народила, раз і помирати». Дмитрий Яворницкий даже приводит отрывок казацкой песни, в которой речь идет об отношении казаков к своей голове:
«Не сьогодні, так завтра поляже вона,
як у степу од вітру трава,
а слава не вмре, не поляже…»
Или еще такое:
«Ой славо, козачая славо!
Така твоя доля кривава…
Ти за щастя рідного краю
Закликаєш нас завжди до раю»
В те времена люди хорошо знали, что каждый человек имеет свое определенное назначение в жизни, свой крест, от того, как он этот крест понесет, зависит дальнейшая судьба его рода и народа в целом, поэтому люди с готовностью шли на смерть и муку, защищая свой «Рід-Нарід».
Хочу рассказать об одном случае, произошедшем с моим товарищем, который в 1989 году с группой львовян ездил по Восточной Украине агитировать за независимость. В одном из сел Черкасщины к нему подошел старенький дедушка и пригласил к разговору. В 1919 м этому дедушке было тоже 19. Так вот, пришли в их село агитировать в войско Петлюры. Кто-то соглашался, а наш знакомый смеялся, убеждая: «Поляжете ні за цапову душу, а я оженюся, буду мати багато дітей і продовжу рід свій український». Он действительно счастливо пережил гражданскую войну, женился, имел четверых детей, но в 33-м году вся его семья на его глазах погибла от голода. Он чудом выжил, однако теперь не знает, для чего жить. «Думаю, что так наказал меня Господь, что я тогда не пошел защищать Украину. Если бы я тогда пошел, все могло сложиться иначе, — говорил старый мужчина. — Даже если бы погиб, был бы счастлив».
В казаковании казак видел что-то почетное для себя. В самом слове не содержалось ничего, что напоминало бы ему о принуждении, наоборот, в нем словно выражалась свобода выбора. Он шел не служить, а осуществлять на деле свое давнее желание, возможно, даже свои детские мечты. К сожалению, сейчас мы уничтожили в себе славный дух казачества — посвящение, служение народу не ради благ. Речь не идет о бездумном наследовании традиции. Кстати, на Сечи существовал ряд специфических обычаев, аналогичных обычаям монашески-рыцарских орденов Запада. Сечевики придерживались безбрачия (женщин на Сечь категорически не допускали), предпочитали коллективную собственность (земля на Сечи ежегодно перераспределялась, а также распределялась и военная добыча), выборными, а не наследованными были институции запорожской власти. Очень примечателен такой запорожский обычай: при избрании кошевого, чтобы он не загордился, старые деды вымазывали ему грязью голову... Каждый запорожец считал себя неотъемлемой частью большой единой сечевой семьи.
Думаю, что зря родители сейчас так негативно относятся к службе в армии, без этого ощущения голоса коллектива, без понимания, что ты в состоянии что-то защитить — Отчизну, семью, друзей, невозможно воспитать настоящего мужчину. Во всяком случае, хорошо было бы, если бы такое явление, как добровольные дружины, получило распространение — огромные последствия это имело бы, поверьте…
— То есть мужчина, дабы почувствовать свою полноценность, должен обрести хотя бы какие-то признаки воина?
— Конечно, недаром же в Японии, если ты не имеешь первого дана по каратэ или дзю-до, то не имеешь права поступать в высшее учебное заведение. Человек, который в будущем планирует руководить коллективом, должен знать, что такое честь, долг, ответственность. А ведь именно такие черты свойственны настоящему воину. В Южной Корее, если парень пошел в армию, и не получил там второй дан, должен еще служить, и таки сдать со временем этот экзамен, выдержать хотя бы такое испытание.
— Это же Восток…
— В Англии бокс является школьной и университетской дисциплиной. И это тоже предполагает, что мужчина должен обрести особые качества.
— Интересно было читать в вашей книге о женщинах-воинах. А амазонки в ней, кстати, тоже имеют украинские корни…
— Как свидетельствуют античные историки и данные археологических раскопок, покровительницей амазонок была Великая Мать и бог войны Арей, которые позднее трансформировались в народном сознании в образы Пресвятой Покровы и Юрия Змееборца (кстати, именно они были покровителями славного Запорожского войска и казачества в целом). А в 1993-м году известный львовский ученый Иван Денисюк издал чрезвычайно интересную книгу «Амазонки на Поліссі», в которой на основе многочисленных источников убедительно доказывает, что именно на Полесье было местонахождение таинственной страны амазонок. А само название «амазонки» является ничем иным, как перекрученным греческим словом «омуженные». В подтверждение этого профессор Денисюк приводит уникальные фольклорные материалы, записанные на родине и умалчиваемые ранее исторические исследования. Еще в ХVII в. были упоминания о существовании таинственных могил этих женщин- воинов в Ратневе на Полесье. Оказывается, что в старинных волынских колядках воспевались девушки и женщины-воительницы, восхвалялось их мужество и воинственность.
Наличие у украинских женщин своеобразной военной культуры подтверждает и такой давний свадебный обычай, распространенный во многих местах Украины: в свадебном поезде молодого сопровождает «світилка», которая несет меч, то есть именно женщина выступает в роли символического оруженосца молодого. Весь этот материал уникален, бесценен, однако, к сожалению, еще мало исследован. Но есть надежда, что археологические исследования смогут подтвердить летописные и фольклорные свидетельства, и тогда будет открыта еще одна славная страница украинской истории. Мы же так мало о себе знаем, и так медленно продвигаемся в реформировании сознания. Иногда боимся сами себе сказать, что в чем-то были первыми. Американцы, например, активно пропагандируют так называемый армреслинг, то есть борьбу на руках, но мало кто знает, что его предшественницей было именно казацкое рукоборство. Только казаки боролись не за специальным столом, а лежа грудью на земле.
В отличие от других, наши народные системы воспитания и виды борьбы безжалостно уничтожались, особенно при советской власти. Наш «Спас» был засекречен, хотя его элементы изучались в закрытых разведшколах. Гопак вообще выдавали только за танец, кулачные бои всячески запрещались, замалчивались и бои на поясах, славным мастером которых был Иван Поддубный. Даже слепых кобзарей, у которых, кстати, также существовало свое оригинальное искусство борьбы — «костурець» (рукопашный бой наощупь с помощью палки) зверски искореняли. Мы об этом не должны молчать. А должны знать, уметь гордиться этим.