«Человек окружен злыми духами, окружен всегда: стоит позабыться, неосторожно предаться мечтам и желаниям, и со всех сторон налетят демоны», — говорит Лион Фейхтвангер в книге «Гойя. Тяжкий путь познания». Об этом напомнили киевлянам устроители выставки работ великого испанского художника Франциско Гойи в Национальном художественном музее Украины, которая открывается гравюрой «Сон разума» («Сон разума порождает чудовищ»).
Впервые мы увидели 80 оригинальных гравюр, составившие цикл «Каприччос», из музея города Фуэндетодос, где родился Гойя. Привез коллекцию работ художника мэр его родного города Хавьер Хиль Каталина. Коллекция за двести с лишним лет пережила 12 переизданий. Офорты, выставленные в Киеве, принадлежат к разным, поскольку, как утверждают специалисты, собрать коллекцию одного года сегодня невозможно. Но смотреть их надо все вместе — только тогда сможешь хоть чуточку понять, какие же фантазии (так переводится «каприччос»), одолевали художника.
Гойя создавал свои офорты в технике акватинты, покрывая медную доску канифольной пылью, делая фантастически тонкие штрихи сухой иглой. Время, когда художник создавал свои произведения, не назовешь радостным и светлым. Французская революция, обернувшаяся террором, заставила разочароваться в идеалах. Разум заснул и на сцену вышли чудовища. Впоследствии Гойя говорил, что «Каприччос» стали его первой работой, выполненной не по заказу испанского короля Карлоса IV или мадридских вельмож, а по внутреннему побуждению запечатлеть образ своей эпохи — бурных десятилетий краха прежнего уклада жизни и рождения нового способа мыслить и чувствовать, определивших искусство следующего, романтического века. Мрачности картинам добавила внезапно развившаяся глухота художника, который теперь мог воспринимать мир только глазами.
Мастер начал работать над серией «Каприччос», изрядно попутешествовав по Испании и изучив нравы своих соотечественников. Исследователи его творчества утверждают, что у каждой работы существует второй, поучительный план, который для посетителей растолковывают надписи под картинами. Все они изобличают пороки современного Гойе общества: проституцию, инквизицию, суеверия, содомию, развратное тупое монашество.
Однако стоит вспомнить, что во времена Гойи в Испании еще не затихла инквизиция. Поэтому автор, как любой человек, боясь за свою жизнь, не мог сделать образы реалистичными. Впрочем, может быть и не хотел. Но суть не в мотивах, а в результате. А в результате на офортах этой серии скалят зубы макаки, машут крыльями птицы, извиваются различные твари. Много на картинах козлов, баранов, сурков, чьи имена стали воплощениями глупости, лености и невежества. Там сидит перед родословным древом осел, кичящийся своей родословной («Вплоть до третьего поколения»), шимпанзе рисует другого его собрата, падкого на лесть («Точь-в-точь»), распинается как заправский лектор большой попугай, которому внимают перепуганные чинуши («Какой златоуст!»), ослы кричат ослам: «Брависсимо!», кособочась, пытается убежать аллегорическая курица («Как же ее обдирают!»). Много на картинах нечистой силы, иногда более реальной, чем сами люди.
Есть и люди. Но насколько мало похожа на человека гротескная старуха, нашептывающая красивой девушке, как лучше заработать своим телом («Добрые советы»), или отвратительный субъект в мундире, кричащий на инвалида («Чтоб было так, как я сказал... а если нет»). Скорее уж их можно назвать нечистой силой.
Во многих персонажах «Каприччос» угадываются знаменитые соотечественники Гойи. На картине «До самой смерти» в костлявой утрированной старухе, прихорашивающейся перед зеркалом, многие угадывают испанскую королеву. «Князем мира» Гойей именуется ее фаворит Мануэль Годой. Хотя сама королева в свое время упорно предпочитала видеть в карикатуре герцогиню Асосунскую. В традициях искусства XVIII века «каприччос» — весьма распространенный жанр, сюжеты для которого, как правило, поставляла фантазия художника или национальный фольклор. Из развлекательной безделки, любимых каникулярных забав собратьев-живописцев, Гойя превратил жанр «каприччос» в едкое социальное высказывание. Весьма актуальное и сегодня. Похоже, мир со времен Гойи мало изменился.