Для зрителя в актере главное — талант, способность рассмешить, вызвать слезы, заставить поверить. И все-таки, прежде всего, чтобы быть актером, нужно быть Человеком с большой буквы.
Вицин, несмотря на свою кажущуюся простоту и простодушие, был потрясающим трагическим актером, пишут рeoples.ru. Пожалуй, высшее мастерство его в том, что даже созданные им комические образы были способны вызвать слезы сочувствия: вспомнить хотя бы Хмыря из «Джентльменов удачи»... К сожалению, у Георгия Вицина практически не было драматических ролей, стезей актера все-таки стала комедия.
Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова» и Тебенков из комедии «Опекун», Хмырь — «Джентльмены удачи», Тютюрин — «Неисправимый лгун», сэр Эндрю — «Двенадцатая ночь», Сем — «Деловые люди» и, конечно же, главная роль — это Трус из бессмертных комедий Гайдая. Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов, а съемки в телевизионном «Кабачке 13 стульев» лишь прибавили ему популярности. Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).
Одним из хобби актера было коллекционирование фраз, афоризмов. В числе любимых были такие: в трамвае написано — не высовывайся; телевидение — это Голгофа для актера. А свое последнее интервью актер завершил словами: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»
У него, как вспоминают коллеги, вообще было прекрасное чувство юмора, но при этом, «суть» смешного, по его словам, он понял только к 80-ти годам: «Смех — это великое... Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь... ненормального человека».
Он был потрясающе талантливым человеком, но при этом никогда не лез вперед, не пытался прославиться. В театр он пошел, чтобы «лечиться от застенчивости», потому что еще в детстве боялся прямых вопросов и испытующих взглядов. Решил клин клином вышибать.
Возрастной феномен Вицина до сих пор остается непревзойденным: в 37 он играл молоденького Васю Веснушкина, немного спустя — 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17 летнего героя пьесы Розова «В добрый час!» — Бальзаминова, свою любимую роль, он сыграл почти в 50 лет... Сначала наотрез отказывался, но режиссер настаивал «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т.д. и т.п.»
С актером связано много анекдотов, которые теперь могут показаться придуманными, но коллеги настаивают, что все правда. Например, во время съемок «Кавказской пленницы» планировалось, что детали сюжета и «юмористическое наполнение» будут придуманы по ходу. В качестве поощрения выдавалось шампанское: по бутылке за выдуманную шутку. В результате, Юрий Никулин заработал 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Вицин — всего одну, и то потому, что не любил шампанское. При этом, как гласит легенда, именно ему принадлежит идея крика «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюка с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сцены под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Трюки придумывались спонтанно, потом было трудно определить, кто что выдумал: например, шприц, остающийся после укола в теле Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, находка Вицина.
Актер до слез любил животных. Пожалуй, даже больше чем людей. Говорят, что он «пригревал» даже тараканов. Несмотря на то, что жил он очень скромно, не скупясь покупал колбасу собакам. Его знакомые вспоминают, что у него была лучшая голубятня в Москве, а на Арбате, где актер жил, как только он выходил из подъезда, вокруг тут же появлялась стая птиц. Рассказывают, что был случай, когда Георгий Михайлович в течение нескольких лет выхаживал... божью коровку и даже зимой добывал для нее тлю.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
Георгий Вицин рассказывал: «Были мы как-то с Моргуновым в гостях у Юры Никулина в цирке на Цветном. Рядом — Центральный рынок, и бабушка яблоками торгует. Моргунов предложил розыгрыш. «Бабуля, почем груши?» — «Да это же яблоки, сынок». — «Да ладно, почем?» — «Рубль». Затем подходит Никулин с тем же вопросом: «Почем груши?» — «Да это же яблоки», — уже с меньшей уверенностью говорит она. И тут подхожу я: «Почем груши, бабуля?» — «Да вы что сегодня, ошалели, что ли?» Завершал наш розыгрыш поэт Леонид Хуксо: «Почем яблоки сегодня?» — «Да ты что не видишь, что ли, груши это, груши!!!» — заверещала бабка».
Как-то актеру предложили сняться в эпизоде, где его герой мчится на водных лыжах по Днепру. Вицин отказался. Тогда режиссер пошел на хитрость и написал актеру письмо следующего содержания: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с вами! Слышала, завтра вы снимаетесь на акваплане? Какой вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съемок подойду к вам. Поверьте, вы не разочаруетесь. Клава». Актер красиво и самоотверженно сыграл этот эпизод, ставший одним из самых смешных в картине, но после съемок сказал режиссеру: «А имя девушке могли бы придумать и покрасивее!»
Однажды Георгий Вицин сбежал с гастролей Театра им. Ермоловой, проходивших в Киеве, приехал в Москву и подал заявление об уходе. Вскоре вывесили приказ: «За неоднократное нарушение дисциплины уволить артиста Вицина. Основание: заявление артиста Вицина».
В пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» среди действующих лиц есть и сам автор. Вицин загримировался под Михаила Аркадьевича, перенял его походку, интонацию, жесты. И после спектакля одна пылкая дама повисла на Светлове:
— Благодарю вас за чудесную, великолепную игру!
— Это Вицин, — пробовал отбиваться драматург.
— Ну-ну, не стесняйтесь, сознайтесь, что это были вы. Вицин на вас совсем не похож.
В те времена, когда в бывшем СССР мало кто знал о йоге, Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»