Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хата с особой аурой

В Мошнах на Черкасщине — новый музей, посвященный Тарасу Шевченко
29 января, 2014 - 17:21
В 2013 ГОДУ НАЧАЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ ДОМА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЕРКАССКОГО АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ ТУРЕНКО. САМИ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРОДОЛЖАЛИСЬ ТОЛЬКО С НАЧАЛА ОКТЯБРЯ ДО КОНЦА 2013 ГОДА. СТРЕМИЛИСЬ МАКСИМАЛЬНО СОХРАНИТЬ АУТЕНТИЧНОСТЬ ЗДАНИЯ. ЗДЕСЬ ВСЕ ОСТАЛОСЬ ФАКТИЧЕСКИ ТАКИМ, КАК ПРИ ШЕВЧЕНКО. «МЫ ПРИЛОЖИЛИ НЕМАЛО УСИЛИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ ДОМ, ИСКЛЮЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗРУШЕНИЕ», — РАССКАЗЫВАЕТ АЛЛА КУШНИР
В ГОСТИНОЙ — АУТЕНТИЧНАЯ КОБЗА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ИЗ ЗАПАСНИКОВ ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. ЗДЕСЬ ТАКЖЕ РАЗМЕЩЕНЫ УНИКАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ СЕМЕЙСТВА МАРИНКОВСКИХ В НАЦИОНАЛЬНОЙ УКРАИНСКОЙ ОДЕЖДЕ

В начале января в селе Мошны Черкасской области открыли музей-отдел «Тарас Григорьевич Шевченко в селе Мошны» при Черкасском областном краеведческом музее. Уникальность музея, в первую очередь, в том, что расположен он в аутентичной хате середины XIX века, где в июле 1859 года находился Шевченко после ареста в Прохоровке. Буквально за два месяца львовские реставраторы восстановили эту хату, а также конюшню, колодец и двор. Впрочем, некоторые работы еще продолжаются. Например, «оживляют» бутафорский колодец, а также приводят в порядок другие мелкие штрихи.

В Мошнах Тарас Шевченко побывал в тот, невеселый для него, период не в первый раз. Записи в дневнике, рисунки, а также народные рассказы, которые из поколения в поколение передаются в Мошнах, свидетельствуют, что он любил эту местность. Его поражали как величественные пейзажи с Днепром, Мошногорами и древнейшими рощами, так и местные люди, в том числе красивые женщины. Наконец, нельзя не вспомнить и о «прогрессивности» Мошен, которые в то время мало чем уступали Черкассам  и  кое в чем даже опережали. Роскошный «английский парк», архитектура Торричелли, дворец Воронцова с уникальной библиотекой и коллекцией картин, передовые европейские технологии. Это те же Мошны, которые были в то время не просто 15-тысячным местечком и центром волости Черкасского уезда Киевской губернии, но и городом, где впервые в Российской империи появился пароход.

Именно в Мошны Тараса Григорьевича привезли «полицейским дубом», то есть дубовой лодкой из сплошного корпуса, после ареста в Прохоровке напротив Канева.

В Мошнах Шевченко сначала поместили в волостной управе. Потом — в домике станового пристава. Кстати, местечком в то время владела вдова Семена Воронцова — Елизавета (в девичестве — Браницкая),  родная дочь «усмирителя» гайдамацкого восстания Ксаверия Браницкого, который четвертовал Гонту и осудил Зализняка, потопив в  крови Колиивщину.

Впрочем, дальнейшее пребывание гения в Мошнах помогли облегчить его друзья — троюродный брат Варфоломей Шевченко (управитель соседнего имения князя Лопухина в Корсуне), известный меценат и предприниматель Платон Симиренко, а также Алексей Хропаль. Симиренко был кумом управителя Мошен — Ивана Ягницкого, к которому друзья Шевченко сразу приехали. После этого Шевченко мог свободно передвигаться по территории Мошен, а также выбирать место для ночевки. Поэтому в ночь с 14 на 15 июля 1859 года Шевченко ночевал в постоялом дворе Нагановских, то есть в хате, где размещен сегодня музей.

В целом, Шевченко тогда находился в Мошнах с 13 по 18 июля, а также с 21 по 27 июля, когда его из Черкасс привезли в Мошны и готовили к этапированию в Киев.

В Мошнах очень ценят и постоянно хранят память о Шевченко. Недаром, где-то с начала XX века, очень популярными здесь были праздники, посвященные именно пребыванию Шевченко в Мошнах. В хату, которая стала сегодня музеем, съезжались разные самодеятельные коллективы, хоры, интеллигенция и простые люди, отмечая эти события.

Собственно, как вспоминает директор Черкасского областного краеведческого музея Алла Кушнир, о необходимости создания Музея Шевченко местные краеведы и жители говорили давно. В конечном счете, их обращение дошло и до Президента. В 2012 г. был издан соответствующий указ о создании такого музея. В конце того же года выкупили хату у потомков семьи Маринковских, которая владела ею с начала XX века. Музей — бывший дом постоялого двора Нагановских, где останавливались для отдыха проездом из Черкасс в Канев или Киев или же обратно.

По словам Аллы Кушнир, целью организаторов было воссоздание духа времен Тараса Шевченко. Для этого в архивах серьезно работали над историческими материалами.

В музее достаточно этнографического материала: посуда, изделия ткачества, вышивка и тому подобное. Благодаря местному жителю и краеведу Сергею Гречухе здесь появилась кровать середины XIX века. Очевидно, из этого же дома постоялого двора Нагановских. Вероятно, именно на этой железной кровати с разрисованными спинками, которая прошла небольшую реставрацию, и спал Кобзарь.

«Главный раритет — это хата, которая несет память о Шевченко и его духе. Те, кто приходит в музей, отмечают, что в доме есть какая-то особая аура, очень позитивная», — утверждает директор Областного краеведческого музея.

Кроме того, прекрасно сохранилась аутентичная печь, которую тоже реставрировали. В этой печи почти до последних дней бывшая владелица хаты пекла куличи на Пасху.

Представлен в музее и старинный буфет семьи Маринковских. Кроме того, на стенах — работы черкасских художников: Виктора Крючкова, Ивана Бондара, Неонилы и Льва Недосеко о пребывании Шевченко в Мошнах.

В экспозиции также — копии рисунков и дневниковых записей Шевченко. Среди рисунков — роскошные деревья в Мошнах.

Олександр СОЛОНЕЦЬ, Черкаси — Мошни — Черкаси, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ