В начале января в селе Мошны Черкасской области открыли музей-отдел «Тарас Григорьевич Шевченко в селе Мошны» при Черкасском областном краеведческом музее. Уникальность музея, в первую очередь, в том, что расположен он в аутентичной хате середины XIX века, где в июле 1859 года находился Шевченко после ареста в Прохоровке. Буквально за два месяца львовские реставраторы восстановили эту хату, а также конюшню, колодец и двор. Впрочем, некоторые работы еще продолжаются. Например, «оживляют» бутафорский колодец, а также приводят в порядок другие мелкие штрихи.
В Мошнах Тарас Шевченко побывал в тот, невеселый для него, период не в первый раз. Записи в дневнике, рисунки, а также народные рассказы, которые из поколения в поколение передаются в Мошнах, свидетельствуют, что он любил эту местность. Его поражали как величественные пейзажи с Днепром, Мошногорами и древнейшими рощами, так и местные люди, в том числе красивые женщины. Наконец, нельзя не вспомнить и о «прогрессивности» Мошен, которые в то время мало чем уступали Черкассам и кое в чем даже опережали. Роскошный «английский парк», архитектура Торричелли, дворец Воронцова с уникальной библиотекой и коллекцией картин, передовые европейские технологии. Это те же Мошны, которые были в то время не просто 15-тысячным местечком и центром волости Черкасского уезда Киевской губернии, но и городом, где впервые в Российской империи появился пароход.
Именно в Мошны Тараса Григорьевича привезли «полицейским дубом», то есть дубовой лодкой из сплошного корпуса, после ареста в Прохоровке напротив Канева.
В Мошнах Шевченко сначала поместили в волостной управе. Потом — в домике станового пристава. Кстати, местечком в то время владела вдова Семена Воронцова — Елизавета (в девичестве — Браницкая), родная дочь «усмирителя» гайдамацкого восстания Ксаверия Браницкого, который четвертовал Гонту и осудил Зализняка, потопив в крови Колиивщину.
Впрочем, дальнейшее пребывание гения в Мошнах помогли облегчить его друзья — троюродный брат Варфоломей Шевченко (управитель соседнего имения князя Лопухина в Корсуне), известный меценат и предприниматель Платон Симиренко, а также Алексей Хропаль. Симиренко был кумом управителя Мошен — Ивана Ягницкого, к которому друзья Шевченко сразу приехали. После этого Шевченко мог свободно передвигаться по территории Мошен, а также выбирать место для ночевки. Поэтому в ночь с 14 на 15 июля 1859 года Шевченко ночевал в постоялом дворе Нагановских, то есть в хате, где размещен сегодня музей.
В целом, Шевченко тогда находился в Мошнах с 13 по 18 июля, а также с 21 по 27 июля, когда его из Черкасс привезли в Мошны и готовили к этапированию в Киев.
В Мошнах очень ценят и постоянно хранят память о Шевченко. Недаром, где-то с начала XX века, очень популярными здесь были праздники, посвященные именно пребыванию Шевченко в Мошнах. В хату, которая стала сегодня музеем, съезжались разные самодеятельные коллективы, хоры, интеллигенция и простые люди, отмечая эти события.
Собственно, как вспоминает директор Черкасского областного краеведческого музея Алла Кушнир, о необходимости создания Музея Шевченко местные краеведы и жители говорили давно. В конечном счете, их обращение дошло и до Президента. В 2012 г. был издан соответствующий указ о создании такого музея. В конце того же года выкупили хату у потомков семьи Маринковских, которая владела ею с начала XX века. Музей — бывший дом постоялого двора Нагановских, где останавливались для отдыха проездом из Черкасс в Канев или Киев или же обратно.
По словам Аллы Кушнир, целью организаторов было воссоздание духа времен Тараса Шевченко. Для этого в архивах серьезно работали над историческими материалами.
В музее достаточно этнографического материала: посуда, изделия ткачества, вышивка и тому подобное. Благодаря местному жителю и краеведу Сергею Гречухе здесь появилась кровать середины XIX века. Очевидно, из этого же дома постоялого двора Нагановских. Вероятно, именно на этой железной кровати с разрисованными спинками, которая прошла небольшую реставрацию, и спал Кобзарь.
«Главный раритет — это хата, которая несет память о Шевченко и его духе. Те, кто приходит в музей, отмечают, что в доме есть какая-то особая аура, очень позитивная», — утверждает директор Областного краеведческого музея.
Кроме того, прекрасно сохранилась аутентичная печь, которую тоже реставрировали. В этой печи почти до последних дней бывшая владелица хаты пекла куличи на Пасху.
Представлен в музее и старинный буфет семьи Маринковских. Кроме того, на стенах — работы черкасских художников: Виктора Крючкова, Ивана Бондара, Неонилы и Льва Недосеко о пребывании Шевченко в Мошнах.
В экспозиции также — копии рисунков и дневниковых записей Шевченко. Среди рисунков — роскошные деревья в Мошнах.