События последних лет в Украине заострили вопрос патриотического воспитания молодежи. В кругу специалистов от образования звучит немало идей относительно школьных программ, новых дисциплин, усовершенствования начальной военной подготовки... В Херсоне несколько волонтеров и участников АТО решили пойти практическим путем — создать детский лагерь, в котором применить свои знания по физической подготовке, медицине, истории, спортивному ориентированию, взаимодействию в коллективе и навыки выживания в условиях дикой природы. А уже по его итогам — написать свой проект программы патриотического воспитания, которую планируют вынести на публичное обсуждение. Цель — весьма амбициозная. Впрочем, побывав в «Херсонской Спарте», я убедился: дети с энтузиазмом воспринимают новый опыт, а главное — сами просятся из комфортных домашних условий в «спартанские».
«Мы почувствовали, что можем детей чему-то научить. Начали с моих воспитанников, которые занимаются каратэ, дальше расширили географию через знакомых и социальные сети. Кроме херсонских, у нас побывали дети из Киева, Днепра, Одессы, Мелитополя и других регионов», — рассказывает один из организаторов «Херсонской Спарты» Артем Яковлев.
ДИСЦИПЛИНА И ДЕМОКРАТИЯ
Лагерь расположен в лесистой местности. Дети живут в палатках. На территории обустроенные туалеты, летний душ, столовая, место для занятий физической подготовкой. Рядом — озеро, где можно охладиться в жаркий день. Заезд группы из 18—20 человек длится неделю. Распорядок дня варьируется в зависимости от погодных условий, возраста и базовых навыков детей. Обычно утром проводят зарядку с разными физическими нагрузками, потом проводятся занятия в группах по перемещению в лесу и коммуникации в «двойках», «четверках», «восьмерках». Обед готовят из свежих продуктов, которые постоянно подвозят организаторы. Дальше могут быть занятия по рукопашному бою, часы истории, практические упражнения по оказанию первой медицинской помощи, стрельба. Вечером дети играют в вариативные игры с перемещением по лесу и территории лагеря.
«Мы замечаем, что детям бывает сложно общаться вживую. Поэтому тренировка направлена, прежде всего, на налаживание коммуникации, умение подружиться, чувствовать единомышленников, помогать меньшим. Есть военные элементы, стрельба из пневматических винтовок, но здесь важно не перегнуть, ведь это все-таки дети, — говорит Артем Яковлев. — Хотя дисциплина у нас на высоком уровне, в лагере господствует демократия. Если ребенок не хочет заниматься вечером, а устал и хочет спать — без проблем, никто никого не заставляет».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Когда я впервые приехал к детям, выстроил небольшую программу по хронологии истории и краеведению. Но на месте я увидел разбросанность знаний, поэтому перестроился по ходу. Просто слушать им неинтересно, поэтому мы ведем диалог, — говорит историк Тарас Букреев. — В действительности, они спрашивают обо всем: от определения государства и его атрибутов для самых младших до ключевых событий в древней и современной истории Украины для старших. Говорим о понятии патриотизма, выдающихся украинцах. Для детей из других городов интересно было услышать историю Херсонщины, а на следующем занятии они рассказывали о своих городах. Главное — не перегрузить детей. Я сторонник преподавания фактов, а не навязывания. Хотя иногда я намеренно занимаю провокативную позицию, а дети меня поправляют. Это свидетельствует о том, что они уже думают, соединяют события и их последствия».
ПЛАНЫ
«Мы думаем создать не просто летний лагерь, а круглосуточный патриотический клуб, который будет действовать по выходным, когда удобно детям, — добавляет один из организаторов «Херсонской Спарты» Валентин Чесноков. — Постоянно хотим привлекать детей к соревнованиям в виде квестов с историческими заданиями и ориентированию на местности. Как результат всего проекта — помочь воспитывать умных, физически здоровых граждан Украины, которым никогда нельзя будет навязать какие-то антигосударственные взгляды, граждан, которые, где бы они ни работали, ориентировались в информационном мире, были устойчивыми к манипуляциям и передавали что-то полезное другим».
«ЗДЕСЬ УЧАТ ДУМАТЬ»
«Мама предложила мне поехать в этот лагерь, я согласился, а потом приехал еще раз, и теперь уже я руководитель одного из отделений, — делится впечатлениями «спартанец» Евгений Ницак. — Для меня это новый опыт, разнообразие в моей жизни. Нравятся тренировка и в целом хорошее настроение в лагере. Появляются новые друзья. Нравится военный стиль. Мне еще далеко до армии, но полученные здесь знания точно когда-то понадобятся. Здесь учат думать, задавать вопрос, рассказывают много полезных вещей, как вести себя на природе или в сложных условиях. Я считаю, что сегодня в нашей стране очень важно единство: вокруг идей, традиций, культуры. Тогда нас невозможно будет победить».