Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хор должен быть всегда юным»

Лев Венедиктов — 50 лет с киевской Оперой
12 октября, 2004 - 00:00
ЛЕВ ВЕНЕДИКТОВ

В воскресенье коллектив Национальной оперы Украины сыграл спектакль «Аида» Дж. Верди в честь главного хормейстера театра Льва Венедиктова, который отметил свое 80-летие.

С киевской Оперой творческая жизнь юбиляра связана уже на протяжении 50-ти лет! Лев Николаевич принимал участие во многих постановках мировой классики и благодаря ему на нашей столичной сцене появились произведения современных композиторов: Г. Майбороды «Ярослав Мудрий», М. Леонтовича «На русалчин Великдень», М. Вериковского «Наймичка», Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (кстати, последняя опера, по словам ее автора, была лучшей постановкой. В прошлом году легендарный спектакль был восстановлен и он вновь украшает репертуарную афишу театра. — Т. П.). Венедиктов совмещает работу в киевской Опере с преподаванием, являясь профессором Национальной музыкальной академии Украины. Он блестящий педагог. Продолжает традиции, которые получил от своего учителя Григория Веревки, когда учился в Киевской консерватории. Ныне Лев Николаевич вырастил уже целую плеяду мастеров хорового пения и венедиктовские ученики работают в разных театрах и коллективах не только Украины, но и зарубежья.

Мы позвонили маэстро, чтобы не только поздравить знаменитого хормейстера, но и задать юбиляру несколько вопросов.

— Лев Николаевич, вы являетесь ветераном киевской Оперы, что вас сегодня радует, а что огорчает в театре?

— На Востоке меня бы назвали «аксакалом». Театр — это моя жизнь. А киевской Опере отдано полвека жизни. Театр дал мне радость творчества и возможность заниматься любимым делом. Он подарил встречи с замечательными музыкантами, певцами, режиссерами, дирижерами, композиторами. Одно время в Опере было творческое затишье, шла смена поколений. Это меня сильно удручало. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В труппу пришли работать новые певцы. Глядя на них, у меня появилась надежда, что наш театр вновь займет лидирующее положение не только в Украине, но и в мировых оперных рейтингах.

— Нынче хор Национальной оперы считают высокопрофессиональным коллективом. Многие мировые знаменитости после совместных выступлений говорят, что хористы киевской Оперы — это суперкласс. Стабилен ли у вас коллектив и как часто проводите ротацию певцов?

— Когда я пришел в 1954 г. работать в театр, то хор составлял 97 человек. Сейчас у нас трудится 117 певцов. Ротация, как вы называли, необходима коллективу, т. к. хор должен быть всегда юным. С одной стороны, нужен баланс между поколением певцов старшего возраста, имеющего опыт, а с другой стороны, необходимы свежие молодые голоса. Тогда хор будет звучать всеми «цветами радуги». Нам очень трудно вводить новых артистов в коллектив. Чтобы хорист полностью освоил репертуар, был на своем месте в каждой постановке и работал в творческой связке — требуется три-четыре года. Поэтому каждая замена вокалиста — очень болезненный процесс для коллектива. Но ротация все равно необходима, чтобы в хоре чувствовалась сила молодых и опыт старших артистов.

— В театре главными являются солисты, а хор остается на вторых ролях, но вам удалось создать высокопрофессиональный коллектив. Хор стал выступать с сольными программами и эти концерты всегда проходят с аншлагами. Как удалось вывести хор на передовые позиции?

— Я убедился, что хору необходимо творчески расти, расширять свой репертуар. Кроме традиционных выступлений в спектаклях, ежедневных репетиций, нужен и концертный репертуар. Для нас очень показательным стало выступление с Владимиром Спиваковым (кстати, я получил от него очень трогательное поздравление), когда мы в прошлом году совместно исполнили «Реквием» Моцарта. Вы знаете, у нас по-иному зазвучал хор. Удалось добиться целой палитры музыкальных красок, которых я не слышал у певцов в нашем текущем репертуаре. Для меня большой честью стали теплые слова выдающейся певицы современности Сазерленд, которая побывала на одном из наших последних спектаклей «Турандот». Она пела во всех театрах мира, и прима заметила, что сейчас в Европе мало найдется театров, которые располагают таким мощным и высокопрофессиональным хором. Ее высокая похвала для меня необычайно ценная. Значит, я работаю не зря.

— Лев Николаевич, долгие годы вас связывала творческая и человеческая дружба с Ириной Молостовой. Ее спектакли до сих пор идут в театре. Сегодня в режиссуре, особенно оперной, есть большие проблемы. На ваш взгляд, кто продолжит молостовские традиции?

— Иришка, я говорю так не из-за фамильярности, а потому, что для меня в памяти она осталась такой, как я ее увидел впервые. Это произошло лет 45 назад. Первой ее постановкой в нашем театре стала опера «Укрощение строптивой» Шабалина. Мы работали вместе. Уже тогда Иришка показала себя интересным режиссером, который имеет огромный творческий потенциал. Она поставила десятки опер, но венцом ее режиссуры стала «Катерина Измайлова». Над тем спектаклем мы тоже вместе работали. Я был дирижером ее постановки «Манон». Я всю жизнь радовался росту Молостовой, как мастера, самобытного постановщика. Именно поэтому ее спектакли не стареют. В них любят выступать артисты и обожают смотреть зрители. Ее смерть стала огромной потерей для меня и для театра. Ее нам всем очень не хватает. Второй Молостовой нет и никогда не будет...

Что касается режиссуры, то надеяться можно только на молодежь. Есть перспективные молодые режиссеры. Проблема постановки опер — проблема не только нашего театра, а и многих коллектив разных стран. К нам в театр приезжали режиссеры из-за границы (Михаил Гензель ставил «Ромео и Джульетту», «Кармен» и «Любовь к трем апельсинам» поставил Николай Кузнецов, «Турандот» и «Джоконда» — появились в версии Марио Корради). Они все, по-своему, своеобразны, но сказать, что эти спектакли напомнили мне работы Леонида Варпаховского, Владимира Скляренко или Ирины Молостовой я не могу. Надеюсь, что скоро у нас появится Режиссер с большой буквы, а пока мы ждем его с огромным нетерпением.

— На ваш юбилей театр сыграл «Аиду». Это был выбор ваших коллег или ваш?

— Дирекция со мной советовалась. Я выбрал из нашего репертуара «Аиду», прежде всего, потому, что в опере большая нагрузка лежит на хоре. Прекрасная музыка Верди. Спектакль зрелищный. И я захотел показать наш хор во всей его красе и мощи.

— В афише театра 29 октября заявлена премьера оперы «Мазепа» П. Чайковского. Вам этот материал хорошо знаком, т. к. вы уже принимали участие в постановках прежних лет. Чем будет отличаться новая версия оперы?

— Я принимал участие в двух предыдущих постановках. Мне трудно давать оценку, ведь я нахожусь внутри постановочного процесса. Сейчас идут репетиции. Кое-что приходится переделывать по ходу работы. У нас концептуально другим стал спектакль (из политической плоскости акценты смещены на раскрытие общечеловеческих ценностей, показана драма Мазепы и клана Кочубеев). Режиссер постановки Дмитрий Гнатюк. Из текста либретто он убрал три слова, а музыкальная часть оперы осталась нетронутой. Художник Мария Левитская сделала совершенно другими декорации и костюмы, полностью отказавшись от находок своей предыдущей сценической версии. Главные партии подготовили премьеры труппы и молодые артисты. Будет несколько составов исполнителей. Назову несколько имен: Роман Майборода, Иван Пономаренко, Игорь Мокренко, Владимир Опенько (Мазепа); Николай Шопша, Тарас Штонда, Сергей Магера (Кочубей); Светлана Добронравова, Оксана Дыка (Мария) и др. По линии хора мы вводим 46 новичков. Я надеюсь, что наша новая постановка не разочарует публику.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ