Когда вспоминаем о каких-то событиях, связанных с хорами, в голову автоматически приходят хоры, которые исполняют народную музыку. Но это далеко не все. В репертуаре наших хоров очень много старинной украинской духовной музыки, а также музыки наших современных композиторов. А когда речь идет о хоровом фестивале — это не только состязание между хормейстерами за лучшее исполнение. Хор-фест — это огромное общее стремление к лучшему и высшему.
В украинской хоровой культуре это имеет особый смысл, учитывая огромный пласт украинской старинной духовной музыки XVII — XVIII вв. (Бортнянский, Дилецкий, Березовский, Ведель), в большинстве своем до сегодняшнего дня не полностью раскрытой и не исполняемой, которая только расшифровывается (она записана особой киевской квадратной нотацией) и только в течение последних лет начали ее исполнять и записывать (здесь нужно вспомнить о больших заслугах в розыскивании и расшифровке известного ученого профессора Нину Герасимову- Персидскую). Так, нынешний «Златоверхий» посвящен Николаю Дилецкому, гениальному киевскому композитору XVII в.: 13 июня в Доме органной музыки состоялся марафон его музыки при участии шести хоров, а хор «Київ» представил компакт-диск вообще с первой записью его произведений. Оживление драгоценных старинных произведений — словно их новое рождение — это, без сомнения, бесценный вклад в украинскую и мировую культуру.
Заключительный концерт «Золотоверхого» — это всегда музыка современного украинского композитора — и в этом году это была духовная музыка Мирослава Скорика.
ЗВЕЗДЫ
Хотелось бы сказать пару слов о прошлогоднем VI «Златоверхом» хор-фесте. Он просто светился звездами! На заключительном концерте были представлены инструментальные и хоровые произведения Владимира Рунчака, инструментальные в хоровом фесте, потому что некоторые хоры отказались исполнять его «слишком сложную» хоровую музыку. Действительно, она сложна для исполнения — но не для слушателя. Зато для Николаевского женского хора Высшего государственного училища культуры (даже не музыкального) она не была «слишком сложна» и эти молодые девушки пропели 18 мин. «На смерть Ісуса» прекрасно, убедительно — и даже наизусть! Их педагог и дирижер — профессор Светлана Фоминых неоднократно доказывала высокое мастерство ее «непрофессионального» хора там, где профессионалы не могли справиться. Вот это звезда!
Другие хоровые произведения Рунчака исполняли львовский хор «Gloria», а «Нагірну проповідь» — камерный хор «Київ». Музыка Рунчака — это не сухая, «мозговая», неинтересная современная музыка — она очень эмоциональная, слушается легко и захватывает слушателя — от нее нельзя оторваться, не прослушав до конца. Произведение «На смерть Ісуса» с солистами-трубачами и чтецом настолько проникает в глубь души слушателя, что в конце он (слушатель) остается наедине сам с собой. Музыка очень сильная — Рунчак, не боюсь этого слова, гениальный композитор. Потрясающую «Нагірну проповідь» — антифон на 16 голосов уже взял широко признанный Швейцарский камерный хор в свой репертуар и исполняет его в Европе.
ГОБДИЧ
И в заключение о Николае Гобдиче, творческом руководителе и дирижере муниципального камерного хора «Київ», возглавляемого им в течение 12 лет. Он также инициатор и организатор уже VII хор-феста «Златоверхий Київ». Это неутомимый энтузиаст раскрытия и исполнения украинской духовной музыки — хор «Київ» записал 16 компакт-дисков, из которых 70% вообще первичные записи. И на этом фестивале, и во время 29-концертного тура хора «Київ» по Украине (осень 2002) Гобдич позаботился о том, чтобы везде хормейстерам раздать ноты исполняемой музыки. Какая большая издательская деятельность — и какая огромная польза для украинской культуры!
Это наряду с его постоянной работой — частыми турне по Европе, где хор «Київ» уже хорошо известен своим уровнем исполнения. Эти неповторимая энергия и организационное дарование, ежегодно вложенные в 60 — 70 зарубежных концертов, а в прошлом году еще и в украинское турне, ежегодный хор-фест, беспрецедентное количество записей и изданий делают Николая Гобдича одним из наиболее заслуженных людей украинской культуры. Он — настоящая звезда!
И еще одна деталь — в прошлом году в связи с хор-фестом был объявлен конкурс на лучшую рецензию фестиваля с очень приличными премиями (первое место — 850 грн.) Думаете, нашлись заинтересованные? Очень слабый отзыв — едва дали третью премию. Интересно, что при Национальной музыкальной академии существует кафедра музыкальной критики. Где эти критики? За 10 лет моего пребывания в Киеве я не заметила появления ни одного яркого критика. Есть несколько человек, которые пишут шаблонно, осторожно и редко — но разве это рецензии? Значит, эту кафедру нужно закрыть — какой же результат из инвестиции государства?
Одним изучить произведение «сложновато», другим написать рецензию слишком трудно — зато звезды Фоминых, Рунчак и Гобдич, обогнав всех, несутся вперед — может, хотя бы кое-кому из нас постараться к ним присоединиться?