Рождество приходит с колядками и щедривками, поздравлениями, обычаями и обрядами. Но мало кто задумывается над тем, откуда они взялись, чем колядки отличаются от щедривок и почему в январе поют о прилетевшей ласточке. Собственно, только о ласточке известная подольская фольклористка Настя ПРИСЯЖНЮК записала более двух десятков щедривок, среди них и знаменитый «Щедрик», который Леонтович поставил на музыку. В целом его фольклорное наследие содержит 6000 народных песен, 6100 пословиц и поговорок, 125 плачей и причитаний, а также 4600 сказок, пересказов и бывальщин. Большинство этих записей стали достоянием Национальной академии наук Украины. Уникальные подольские плачи, которые записала Настя Присяжнюк, хранятся в Лондонском музее. Именно за них она попала на 10 лет в ГУЛАГ, но, вернувшись, не остановилась, а продолжила собирать народный фольклор, который безжалостно уничтожала партия. И странным образом именно партия в конце 1980-х годов приказала сохранить ее воспоминания, по сей день хранящиеся в Государственном архиве Винницкой области. В обычных школьных тетрадях, исписанных рукой самой бабы Насти, можно увидеть черновики для ее монографии «Українське весілля в Погребищі – сучасне й колишнє», исследований «Рось – ріка-трудівниця» или «Історія Погребища», а еще немало заметок о народном питании, о происхождении фамилий и прозвищ земляков, о снах и их толковании, а также о приметах погоды.
Однако память о Насте Присяжнюк укоренилась разве что в Погребище, где ежегодно в конце декабря отмечают годовщину со дня ее рождения. Она пришла в этот мир накануе Нового года и оставила после себя драгоценный подарок – рукописные тома подольского фольклора.
«ДОМАШНЯЯ» АКАДЕМИЯ И МЕЧТА СТАТЬ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ
Настя Присяжнюк выросла в многодетной семье. Ее мать Мария Онуфриевна родила тринадцать детей, выжили восемь. Как пишет в своих воспоминаниях фольклорист, ее мать пережила 15 арестов своих детей. Как та «чайка», по тюрьмам добивалась до них». Отец Андриан Иванович Присяжнюк – крестьянин из крепостных, был грамотным, умелым портным, бондарем, столяром и пасечником. Соседи нередко совещались с ним, поскольку считали Андриана Ивановича мудрым человеком и обращались к нему за помощью в оформлении документов или написании писем. Еще при жизни он поставил перед собой цель дать образование и сыновьям, и дочерям. Но рано умер – Насте не исполнилось и шести лет, как отца не стало. Мать поставила детей на ноги, дав образование всем. Первой академией для детей стал семейный хор. В своей «Автобиографии» Настя пишет: «В семье все пели, любили рассказывать бывальщины, разные приключения, юморески, шутки, и все это пересыпано прекрасными пословицами и поговорками. От матери перенимали преимущественно семейно-бытовые и календарные, от отца и старших братьев «мужские» – чумацкие, рекрутские, исторические, казацкие; от старших девушек, конечно, лирические, обрядовые».
«Такой была домашняя «академия» Насти Присяжнюк. Затем она окончила церковную школу, причем на «отлично». Однако в это время старший брат Василий создает революционный кружок, куда вступают сестры. Старшую Мотрю поймали и приговорили к смертной казни, а Насте, несмотря на ее успехи, отказали в выдаче свидетельства учительницы из-за неблагонадежности. Поэтому девушка пошла в наймы, а потом работала на заводах в Одессе, где не раз и не два поднимала бунты и дважды была арестована. Далее – гласный наряд полиции в Чернигове и бегство оттуда в Погребище, – рассказывает сотрудник Государственного архива в Винницкой области, кандидат исторических наук Владимир ПЕТРЕНКО. – Потом снова был арест, Февральская революция, Октябрьская, с которыми, казалось, должны закончиться скитания революционерки. Она сдает экстерном экзамен на звание учительницы в Каменец-Подольском институте народного образования и учительствует, разворачивает активную фольклористскую деятельность, а параллельно учится в аспирантуре при кафедре украинской литературы университета Тараса Шевченко. Кстати, она работала в составе комиссии под руководством Николая Скрипника – тогдашнего комиссара образования – по составлению первого в советские времена правописания украинского языка и первой украинской грамматики, судьба свела ее там с полиглотом – Агатангелом Крымским, они были хорошо знакомы».
10 ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ ЗА ИСКРЕННЕЕ ПОДОЛЬСКОЕ ПРИЧИТАНИЕ
Первую свою песню – колядку «Та були в дядька бджоли» Настя выучила, когда ей было лет пять. И потом, аж до 23 лет, не записывала песен – «все памятью брала». А память имела феноменальную, отмечает директор Погребищенского районного краеведческого музея, названного в честь Насти Присяжнюк, Людмила КНЯЖУК. Фольклористка держала в уме не только тексты, но и мелодии. Записывать начала позже, когда к песням добавились поговорки, загадки, пословицы, бывальщины. А знаковым в ее жизни стало знакомство с Климентом Квиткой – мужем Леси Украинки. Он был знаком со старшим братом Насти Василием. Тот рассказал о творческих поисках своей сестры, и Климентий решил написать Насте Андриановне письмо. В нем он попросил, чтобы выслала как можно больше собранных песен в кабинет музыкальной этнографии Академии наук. Ответа долго ждать не пришлось, и через год она присылает по этому адресу первые 150 лирических песен с мелодиями. А потом было и личное знакомство. Настя Присяжнюк сама добирается в Киев, прихватив с собой немалую связку народных песен. Там, в Киеве, Климентий Квитка записал от Насти Присяжнюк причитания, попавшие в Лондонский музей. Позже фольклоритка признается, что именно из-за этих плачей ее на 10 лет сослали в лагеря.
Семья Присяжнюк: Василий, Иван (стоят в верхнем ряду), Агафон, Фекла, мать Мария, Анна, Роман (сидят), Настя, Ганя, Яринка (стоят в нижнем ряду).
«С Климентом Квиткой Настя Присяжнюк познакомилась в 1932 году. Когда он узнал о ее работе, в том числе и о записанных плачах и причитаниях ее родных, а также ряде произведений этого редкого жанра, предложил записать их на фонограф, – рассказывает Людмила Княжук. – Настя вспомнила, как провожала в последний путь ее сестра Анна свою маленькую дочь Одарочку. Тот сгусток материнской трагедии и душевной печали, которую поистине можно назвать шедевром народной поэтичности, выплеснула в своем плаче. А подольские причитания – это не просто плач, рыдания, но и приговаривания. Такого Климентий еще не слышал, поэтому сразу же предложил хотя бы один образец такого плача отправить в Лондон в музей. Настя согласилась. А уже через несколько лет, 21 октября 1937 года по сфабрикованному делу по доносу коллеги, Настя Андриановна была «отлучена» (по ее словам) от любимого дела и сослана в Сибирь. Сама Настя полагала, что ее взяли за трансляцию похоронных плачей Подолья Британскому радио. Ведь это уже была подозрительная связь с зарубежьем. За 10 лет ссылки ее архив исчез, как выражалась сама Настя: «пока отдыхала в лагере в Сибири, все собранное пропало». Большой архив, который она пересылала в рукописный фонд Академии наук Украины, был уничтожен в годы Второй мировой войны. Поэтому, вернувшись домой, она начала активно восстанавливать все утраченные записи, параллельно работая учительницей в школах родного края».
Рукописи фольклористки
«НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ – ЭТО НЕПИСАННЫЕ ЗАКОНЫ»
Настя Присяжнюк вела дневник и чрезвычайно широкую переписку с тремястами адресатами, от которых получала благодарственные письма за свой неутомимый труд. Ее корреспонденты были известные журналисты, актеры, ученые, писатели, фольклористы, краеведы. Некоторые из этих писем хранятся в архивных фондах. Но ведущее место занимают документы биографического характера (свидетельства об образовании, справки, дневники, Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Трудового Красного Знамени, поздравления с юбилейными датами, фотографии), а также собранные и обработанные Настей Присяжнюк образцы народного творчества. Это более 4 тыс. песен, более 4 тыс. сказок, бывальщин, юморесок, более 100 причитаний, 44 тыс. пословиц, поговорок и др. В фондах насчитывается более 1300 дел. А еще сотни рукописных тетрадей Насти Присяжнюк и подборка ее книг, в частности известный сборник «Пісні Поділля», в котором напечатаны тексты ориентировочно тысячи песен, записанных Настей Присяжнюк, уникальные монографии «Українське весілля в Погребищі – сучасне і колишнє», исследование «Рось – ріка-трудівниця», «Історія Погребища», а также черновики о происхождении фамилий и прозвищ земляков, сны и их толкования, приметы погоды и даже народное питание.
Свидетельство Н. Присяжнюк об окончании Каменец-Подольского Института народного просвещения, 1930 год
При жизни фольклористка записала 250 блюд традиционной и нетрадиционной кухни, причем в своих заметках она отметила, что все готовили блюда из росшего в огороде, в поле, в саду, в лесу, из того, что давали домашние животные и птица. Покупали иногда рыбу соленую, сахар, масло, перец, лавровый лист, соль, соду. Исследовательница подает названия нетрадиционных блюд: каша с вишнями, картофель с маком, клецки гречневые с картофелем в юшке, клецки с тыквой, вареники с сыром и картофелем, вареницы с салом, пирожки со свеклой и калиной, морковь, смешанная с маком (огурцы с картофелем), пастернак с мясом. Необычное блюдо вареники с гурдой. Урда (гурда, курда) – блюдо из конопляного семени. Слегка поджаренное конопляное (редко льняное или рыжиковое) семя толкли и растирали макогоном в макитре, заливали кипятком, вымешивали, чтобы получить «постное» молоко, процеживали, солили и ставили на огонь. Из него готовили вареники. Вообще на основе ее материалов написано этнографическое исследование «Колишнє і сучасне харчування селян Погребища». В нем фольклорист пишет о том, что в дореволюционное время подольские селяне употребляли в 5 раз меньше мяса, молока, сахара, яиц и в 3 раза меньше хлеба. Основными продуктами были овощи и фрукты.
«Обычаи народные – это те неписаные законы, которыми руководствовались люди в малых ежедневных и больших общих делах. Мы имеем в своих обычаях соединение дохристианской и христианской культур. Но к этому так привыкли, что часто не в силах распознать, где заканчивается языческое (старое), а где начинается христианское (новое). Мы не представляем себе, например, Рождественских праздников без кутьи, Пасхи – без паски и писанок или пасхальных яиц, Андрея – без калиты. Но не все знают, что все это очень древняя культурная традиция. Кутья – это символ урожая, писанка – символ вечного обновления природы, калита – символ Солнца, дающий жизнь всему живому», – пишет фольклористка в своих заметках.
При жизни, как отмечает архивист Владимир Петренко, фольклористка не только записывала устное народное творчество, но и активно его пропагандировала. Имея хорошую память и слух, она прекрасно исполняла народные песни, пересказывала сказки и легенды. Неоднократно выступала на районном областном, республиканском радио, ездила даже на запись телепередачи в Москву, где рассказывала о своем творчестве. Кроме того, Настя Присяжнюк внесла и подробно описала новые праздники советского времени. Это, в частности, проводы в армию, вечера чествования, официальные торжества. Со своими иследованиями она неоднократно участвовала в научных конференциях, встречах, всю жизнь являлась внештатным сотрудником Института фольклора и этнографии имени М. Рыльского. Но собственной семьи так и не создала, детей не имела.
СВОЙ ДОМ, БИБЛИОТЕКУ И 15 СОТ ЗЕМЛИ ЗАВЕЩАЛА ОТДАТЬ ПОД МУЗЕЙ
«В одном из изданий польской газеты «Слово і час» было написано: «Если бы Погребище по какой-то неизвестной причине не было нанесено на карту, то одно имя Насти Присяжнюк сделало бы его известным на весь мир. И это правда, без преувеличения», – резюмирует директор Погребищенского районного краеведческого музея Людмила Княжук. Она говорит, что односельчане до сих пор продолжают петь песни, собранные Настей Присяжнюк, вспоминают ее как высокообразованного человека, которого всегда видели с тетрадью в руках: на свадьбе, на крестинах, на праздниках или на похоронах. В последние годы бабушка Настя особенно беспокоилась о дальнейшей судьбе своего фонда и библиотеки, ходатайствовала о создании музея, даже завещала свой дом, библиотеку и 15 соток земли для постройки этнографического музея. Но только через 25 лет после смерти, осенью 2012 года, на ее малой родине, в городе Погребище, был торжественно открыт краеведческий музей имени Насти Присяжнюк. Он действует и поныне.
В музее есть именной зал Насти Присяжнюк, где представлена ее жизнь и творчество. Здесь также представлены воспоминания земляков, некоторые личные вещи, ксерокопии рукописей монографии, много фотографий из семейного альбома. Ведущее место занимают экспонаты, переданные винницким коллекционером Юрием Шилиным. Это материалы из архива друга Насти Присяжнюк музыканта и этнографа Владимира Милятицкого: фотографии, письма, документы, статьи, оригинальные вещи, датируемые 1900-1970 годами. Большинство из них удалось расшифровать. Интересно почитать, как в переписке они обсуждают мелодии, созданные на песне Насти Владимиром Романовичем в 1922 году.
…Единственное, о чем не написала Настя Присяжнюк, это о цветах на сельских подворьях. У самой их был полон двор: астры, чернобривцы, панычи, купчаки, майоры. Теперь каждую весну такие сеют у музея, названного в ее честь. Ее творчество напоминает страсть пчелки, готовой ради капли меда облететь тысячи цветов. Не все ее понимали при жизни, не все помнят сейчас, не все оценили то фольклорное наследие, которое она оставила после себя. Но оно есть – сохранено и частично оцифровано, достаточно просто иметь желание зайти, найти и почитать. А то искреннее, что глаза однажды увидят, душа запомнит на всю жизнь.