Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник хозяев

«Зафасадный» подтекст в картинах Владимира Микиты
9 февраля, 2005 - 20:11
«ГОТИКА» / «МОЯ МАМКА»

Народный художник Украины, академик Академии искусств Украины Владимир Микита принадлежит к поколению художников, чье детство и юность закалялись в годы Второй мировой войны и в период послевоенных трудностей. Как сын ракошинского земледельца на Мукачивщине хорошо знает и на всю жизнь запомнил цену политого потом куска хлеба и цену человеческой доброты. Значит, биографические и собственно творческие корни художника берут начало именно там, на колючей пшеничной стерне и на живописных пейзажах недалеко от Латорицы...

Но все же у В. Микиты была счастливая юность и в целом он художник счастливой судьбы, потому что именно на пороге юности во время учебы в Ужгородском училище прикладного искусства судьба свела его с такими мэтрами Закарпатской художественной школы, как Й. Бокшай, А. Эрдели, Е. Контратович, Ф. Манайло и другими известными мастерами кисти. Их талант, художественные принципы и предпочтения стали для него жизненным и творческим указателем.

О нем легко писать и приятно говорить, потому что его полотна служат не формальным украшением какого-то квартирного интерьера или кафешно-ресторанного салона — в каждом из них заложена глубокая мысль, «зафасадный» подтекст, что заставляет зрителя на мгновение остановиться и задуматься над изображенным жизненным явлением, фактом или событием. Это и есть то редкое свойство искусства, под которым понимают его воспитательную, преобразующую функцию.

Творческий путь художника, как и многих его коллег, в советские времена усложнялся еще и обстоятельствами, обусловленными насильническим насаждением компартийными идеологами так называемого «метода соцреализма». Однако В. Микита среди всех художников края практически меньше всех отдавал дань тогдашней «эстетической моде», поскольку всегда стремился к показу общечеловеческих проблем и идеалов. Так, например, ничего нарочито колхозного вы не увидите в картинах «Утро на ферме» (1974) или «Колхозный двор» (1979). Эти произведения буквального реализма и не более. В этих творческих принципах была его последовательность, твердая убежденность и непоколебимость.

Многие герои его полотен — это вечные труженики, заботливые хозяева земли: овцеводы, садоводы, виноградари, те, кто до солнца поднимает нашу землю. Они — яркие и выразительные типы, которые вы увидите только на полотнах Микиты и больше ни у кого. Вместе с тем, целый ряд произведений посвящен известным представителям элиты народной интеллигенции, тем, кто своей деятельностью оказывает заметное влияние на духовную и в целом общественную жизнь. Но его нельзя считать только портретистом: он — глубокий и колоритный лирик в многочисленных своих пейзажах, а также мастер ярких натюрмортов.

В. Микиту следует отнести к настоящим певцам родной земли средствами изобразительного искусства. И не случайно один из исследователей его творчества Г. Островский, удачно подметив тяготение художника к воссозданию жизни и быта крестьян, объединил эти его произведения в тематический цикл «Человек и земля». Потому что, действительно, человек рождается, живет, работает и умирает на земле. Земля — наша кормилица, ласковая, добра, щедрая. Своими лучшими полотнами этой тематики автор с любовью поэтизировал, вдохновенно возвеличил исконных хозяев земли.

У В. Микиты на его творческом пути было много талантливых и незабываемых учителей, наставников. Но все же самой первой и самой дорогой учительницей была мать. Самоотверженная сыновняя любовь, глубокое уважение сопровождают его всю жизнь, к ее образу он время от времени невольно возвращается, давая его в различных композиционных вариантах. Музейная монументальность, композиционная панорамность и широкая эпичность многих произведений органически объединяется автором с волнующим воссозданием потаенных душевных переживаний героев, является своеобразным сплавом рационального и лирического начал. И это является одним из характерных признаков его творческой манеры. Так, глядя на картину «Моя мамка», многие из нас именно такими задумчиво-грустными, натруженными и в то же время житейски мудрыми видят в воображении и своих матерей — и те, у кого они еще есть, и те, у кого уже нет.

И все же по тематической направленности сюжетов и мастерству показа внутренних переживаний героев, по степени художественного совершенства произведений В. Микиту ни в коем случае нельзя относить к разряду сугубо провинциальных художников. Речь идет здесь не только о произведениях «вильнюсской» или какой-то другой заграничной тематики, сюжеты которых выходят за географические границы Закарпатья, но главным образом о том, что в высокохудожественных образах автор воспевает общечеловеческие гуманистические идеалы и стремления, близкие всем людям планеты, а закарпатское изобразительное искусство выводит таким образом на европейские и всемирные горизонты.

Отдельного внимания заслуживает его педагогическая деятельность. На протяжении многих лет добросовестно работает преподавателем Ужгородского колледжа искусств имени А. Эрдели, а с созданием в этом году на его базе художественного института — и его преподавателем. Благодаря этому продолжает исключительно благородную традицию своих учителей и наставников, передавая свой богатый творческий и жизненный опыт.

За всю предыдущую историю закарпатское художественное искусство имело двух академиков: известного всем Игоря Грабаря и Андрея Бокотея — ректора Львовской академии искусств, уроженца с. Билки на Иршавщине. Третьим стал В. Микита, который в начале этого года удостоен высокого звания академика Академии искусств Украины. Состоялась эта весьма важная акция путем честного и требовательного конкурсного отбора, и выдающуюся победу художник одержал за значительные творческие достижения в жанре художественного портрета, пейзажа и натюрморта. Художник успешно преодолел этот ответственный творческий порог. Сегодня он на пороге еще одного жизненного и творческого барьера...

P.S. 11 февраля в 17.00 в столичном Доме художника открывается персональная выставка Владимира Микиты.

Василий ГАБОРЕЦ, преподаватель Ужгородского факультета Киевского национального университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ