Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И один в поле воин, или Почему баян Олега Скрипки с годами становится легче

Репортаж с сольного концерта лидера «ВВ», который состоялся в актовом зале КПИ
5 апреля, 2000 - 00:00

Тридцать первого марта на сцену актового зала Киевского политехнического института, своей «альмаматери», вышел непревзойденный, великолепный и сияющий Олег Скрипка. На этот раз он был без ансамбля. На сцене его сиротливо дожидались баян, электрогитара и труба. Почему-то лидер группы «ВВ» решил выступить без своих сподвижников. Хотя вокруг его инструментов подозрительно были расположены несколько микрофонов. Оказалось, что приготовлены они были для Ансамбля Вооруженных сил Украины, с которым в середине концерта Олег исполнил несколько вещей.

Бордовая рубашка и черные в обтяжку брюки (Олег сменил свой традиционный «прикид», главным элементом которого являлись спортивные штаны пылающего, алого цвета) замечательно контрастировали с мундирами военных музыкантов.

Справа от Скрипки расположились трубачи и ударник. А слева — квинтет вокалистов. Они славно подпевали слаженными баритонами и даже задорно посвистывали. Апогеем совместного исполнения Олега с ударным певческим отрядом Вооруженных сил Украины стала песня «Їхали козаки». Музыканты в точности воспроизводили стилистику казацких оркестров. Очень радостно и живо было спето то место, где несчастную Галю по сюжету спалили, дав напоследок циничный совет ее родителям: «Той, хто дочок має, хай їх научає!»

Под воздействием разудалого поведения Олега, который залихватски растягивал меха баяна, участники ансамбля Вооруженных сил тоже разошлись и стали, улыбаясь, подмигивать девушкам в зале.

Никогда я не видел, чтобы фольклорный репертуар вызывал такую бурную, фанатическую реакцию зала. Девушки так истерично-преданно визжали, что становилось ясно: печальная судьба героини песни «Їхали козаки» и моралистический вывод из нее — их совершенно не волнуют. Чего не скажешь о добрых военных молодцах, которые приветственно махали поклонницам и один даже изобразил пальцами, что не прочь, мол, записать телефончик.

Было спето и много других народных шедевров. Скрипка сделал для популяризации украинской песни больше, чем все народные хоры Украины вместе взятые. (Извините за субъективизм!)

Не обойден певцом был и российский репертуар. Как всегда, на ура, Скрипка исполнил хит из «Семнадцати мгновений весны» — «Я прошу, хоть ненадолго». Позади Олега в этот момент мелькало на экране задумчивое лицо Штирлица, прогуливающегося в немецкой березовой роще.

Исполнение лирических вещей у Олега носит несколько маскарадный характер, отчего у этих песен за счет их исконной лирики появляется забавный подтекст. Именно в силу этих его свойств, когда он исполняет даже свою собственную «серьезную» песню — она получается нудноватой. «Глибина» полностью усыпила зал, несмотря на то, что за спиной Олега бороздили океанские просторы кровожадные акулы.

Единственное исключение в этом ряду — песня «Любов». Но и во время ее исполнения произошел незапланированный курьез. На сцену, тряся картонными крылышками, выскочили шестилетние девочки, изображающие ангелочков. Воспитанницы второй хореографической школы. Последний «ангелочек», правда, слишком резво выпорхнул на подмостки и, зацепившись за провод, навернулся. Не обращая внимания на невольно вырвавшийся у публики смех, девочка сразу же вскочила и быстро догнала свою пернатую стаю. Характер!

Из новых обработок старых вещей можно отметить вольную рок-интерпретацию Олегом песни Розенбаума «Гоп-стоп».

Я думаю, Александр Яковлевич вряд ли остался бы доволен такой трактовкой своей блатной вещицы. Он вообще достаточно пренебрежительно отзывается о группах, работающих в смеховом ключе, обзывая их «ляписы-водоплясовы» (зато он в восторге от «повидла» Валерия Меладзе). Против «Ляписа Трубецкого» лично я, в отличие от мэтра бардовской песни, ничего не имею. А вот что касается Александра Яковлевича, то он как раз несколько лет назад очень насмешил публику во Дворце «Украина», когда во время исполнения «Гоп-стопа» на сцене появился примерно такой же, как и у Скрипки детский хореографический ансамбль. На девочек в голубых платьицах, умилительно прыгающих под «Семен засунь ей под ребро, смотри не обломай перо...» — смотреть без слез было невозможно. Слез от смеха.

Возвращаемся к Скрипке. Почти все номера он объявлял с шуточным пафосом: «Эта песня в стиле хард-рок», «...это в стиле рэп», «...это в стиле танго», «...это в стиле хаос»... Но и хард, и рэп исполнялись исключительно на баяне.

Скрипка активно общался со студенческой аудиторией и отвечал на всевозможные вопросы, правда, благополучно выбрасывая половину записок, которые считал «некорректными». Олег ностальгически заметил: «Этот зал я строил своими руками. Поэтому мне вдвойне приятно быть на этой сцене не в качестве строителя, а в качестве артиста». Народ интересовало многое: «Исполнил ли он в клипе «День народження» роль жениха до конца?», «Не собирается ли он начать хореографическую карьеру?» и т.п. На вопрос: «Тяжелый ли у него баян?», Олег ответил: «Уже нет. А в семь лет, когда мне его подарили, он казался очень тяжелым. Это до сих пор тот же самый инструмент. С годами он становился для меня все легче и легче...»

Множество записок являло собой бесконечные признания в любви. Любимый, талантливый, единственный! После этих безудержных признаний Скрипка решил пококетничать с публикой и, не отработав даже часа своего выступления, заявил, что концерт окончен.

Народ сразу бросился к дверям. Олег, вероятно, такой неблагодарности не ожидал, поскольку собирался триумфально, под аплодисменты вернуться. Публика, виновато остановилась, видя, что артист не торопится покидать сцену. И овациями вернула ему присутствие духа.

Частичным оправданием такого ее вероломного поведения служит вечный, хронический «дефект» актового зала КПИ: длиннющие очереди в гардероб. К тому же напротив открытых парадных дверей. Пока заберешь пальто — спина инеем покроется...

Таким вот образом Скрипка «заканчивал» концерт еще пару раз. Но уже поосторожнее. И наученная на капризах своего кумира публика, вела себя корректнее. Олег, возвращаясь всякий раз, торжественно кланялся, прикладывая по- балетному руку к сердцу. Действительно, того и гляди, хореографическую карьеру начнет: балетные уходы и поклоны он освоил блестяще.

Под финал репортажа можно присоединиться к письменным и устным любовным признаниям публики Скрипке и поздравить Украину с таким ярким самобытным талантом.

Но, все-таки хочется добавить: Олег, конечно, как прекрасный мультиинструменталист отлично играл и на баяне, и на трубе, и на электрогитаре. И даже чуть-чуть на детском синтезаторе, когда требовалось изобразить проигрыш к украинскому варианту «Меня засосала опасная трясина». Однако не мог же он играть на этих инструментах ОДНОВРЕМЕННО. И, несмотря на то, что всем понятно, «кто на свете всех милее и румяней, и белее...» — остальных членов «Воплей Видоплясова» тоже хотелось бы послушать. И увидеть, разумеется.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ