Авторские вечера украинских современных композиторов — не столь частое явление в музыкальной жизни Киева, оттого подобные акции обычно окружены интересом и вниманием со стороны столичных меломанов. К сожалению, событие, о котором пойдет речь, оказалось не столь радостным и торжественным, так как приурочено было «юбилейно- поминальной» дате — Ярославу Верещагину исполнилось бы 55 лет. Концерт был проведен Национальным ансамблем солистов «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина — коллективом, который верен своим традициям в пропаганде музыкального творчества украинских современников и остается единственным исполнителем подобного жанра в Украине.
Дружеское сотворчество Ярослава Верещагина с «Киевской камератой» началось еще на заре существования этого ансамбля. Композитором было написано множество произведений для разных составов — от небольших ансамблей до произведений для малого симфонического оркестра (именно с прицелом на этот коллектив). Да и переложений для оркестрового состава —как оригинальных произведений, так и музыки иных авторов — именно для «Камераты» было сделано немало. А может быть, этот дружеско- творческий контакт возник еще раньше — с первой совместной работы Ярослава Верещагина и Валерия Матюхина. Работали оба над оперой «Алкид» Бортнянского: первый воссоздавал по рукописям авторскую партитуру, второй параллельно создавал клавир. Кстати, Ярослав Верещагин был прекрасным музыкальным редактором, не один год проработавшим в издательстве «Музична Украина» и издавшим уникальную по тем временам карманную нотную подборку «Библиотека дирижера». Не менее значимой была его работа по переписке и изданию всех произведений Антона Веберна — композитора, с которым музыкальная общественность того времени была едва знакома.
Своим многогранным талантом Ярослав Верещагин напоминал людей искусства эпохи Возрождения, успевавших проявить себя в разных сферах. По воспоминаниям коллег и друзей — Евгения Станковича, Олега Кивы, Валерия Матюхина, — он уже в пору студенчества удивлял всех своими познаниями в области истории и искусства. Прекрасно зная мировую литературу, он не менее хорошо разбирался в украинской современной поэзии, ее стилях, жанрах и направлениях. Наряду с солидным знанием истории Украины и Киева, ориентировался в пространстве современных изобразительных тенденций. Однако мало кому известно, что Ярослав Верещагин оставил после себя собственную поэтическую антологию, и его поэзия, ее словесная музыкальность, стала продолжением его музыкального творчества.
Все внимание композитора было сосредоточено на камерных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Именно здесь он раскрылся во всей полноте, сделав творчество моментом выражения своего внутреннего мира. В его музыке импрессионистская картинность могла соединяться с мотивами игрового начала, а зыбкая созерцательность — с элементами детскости, и все это — в пространстве небольших миниатюр.
На тонких контрастных градациях был выстроен и состоявшийся авторский концерт. Контрасты были во всем — в сменяемости «декораций» с обработок украинских народных песен для голоса и камерного оркестра на игровой перформанс «Трех посвят» для флейты, гобоя и фагота, а затем на ясно классичную Симфониетту для оркестра. Контраст был очевиден в мобильном варьировании состава испонителей — от сольного концертирования в Сонате для скрипки соло до состава малого симфонического оркестра в «Дивертисменте». А эмоциональные переходы — от ярких жанровых картин с элементами закарпатского мелоса «Буколической сцены» для струнных до нейтрально-отстраненных звукописей кантаты «Краєвиди» на стихи Т.С. Элиота.
На ум приходят слова одного восточного мудреца, сказавшего: «Тот человек, который за всю жизнь создал всего три-пять превосходных стихотворений, — настоящий поэт. Тот же, кто создал десять, — замечательный мастер». У Ярослава Верещагина количество оригинальных музыкальных строф ровно такое, какое нужно, чтобы быть и поэтом, и мастером. Оттого вдвойне хочется надеяться, что музыка его найдет свой настоящий путь к слушателю.