«Чтобы покупать керамику, ее нужно любить...» И действительно, что не говорите, а все же метко выразилась консультант галереи «Гончары» на Андреевском спуске в Киеве, рассказывая о выставке «Керамика и гончарство Украины. Традиции и современность», которая начала свою экспозицию 7 июля и, как планируется, завершит только в начале осени — 19 сентября.
...Глиняные грибы, высотой выше колена, а иногда достигая даже поясницы, на самом деле будучи одними из первых работ Галины Сидоренко, вводят посетителей в мир сказки. Одна из них — кошка с котятами, которая притихла тут же, на прошлогоднем мху, в то же время поглядывает в зал.
А посмотреть, действительно, есть на что. Скажем, воистину знаковые произведения народных мастеров из Опишни Полтавской обл., где этому народному промыслу уже более 300 лет. Среди них работы Михаила Китиша, Николая Пошивайло. Естественно, не обошлось без выставочных материалов Дмитрия Головко — уцелевшего «Баранця» 1923 года и двух тарелок 1940-го, взятых из семейного музея автора. Напомним, Головко чуть ли не больше всего запомнился тем, что всю свою жизнь отстаивал позиции чисто гончарного способа изготовления керамики. После этого его фигурные емкости в виде львов, козликов- оленей, а также туров-быков с капризно изогнутыми рогами, появлялись именно с гончарного круга. Два других абсолютно уникальных произведения, которые принадлежат руке Александра Ганжи — причудливые подсвечники в виде человеческих лиц — представили законы традиции не менее эксклюзивно. Достаточно сенсационной стала и тема скифов, собственно их золотых пластин, оригинально воспроизведенных в керамике. Не меньше захватывает дух и от работ Веры Томашевской — панно, все детали которого также изготовлены из керамики, на которой игра цветов и световых переходов настолько тонкая, что заставляет усомниться, во всяком случае издалека: не нарисована ли красками эта «картина»?
Однако все-таки, чем отличаются работы авторов, сориентированных на современное, и тех, кто больше отстаивает классические веяния? «Современники, — комментирует, исходя из собственных наблюдений, одна из посетительниц, большая поклонница керамических изделий современности, — более раскомплексованы. А посему компромисс между свободой и творчеством им удается сбалансировать легче, хотя на самом деле и к традиции они относятся с большим уважением...»
— Это действительно так, — добавляет директор «Гончаров» Татьяна Андриенко, — поэтому и не удивительно, что экспозиция в зале, где современное искусство, начинается работами «И это не игрушки», на первый взгляд, бумажными птичками Александра Миловзорова, человека, который еще в советские времена начал разрушать представление о нормах в керамике. Так, он был первым революционером, который практически дрался с художественными советами за то, чтобы керамика имела право на существование в любом виде...
А тем временем, когда первые его символические птицы сидели на земле, скажем, скорее напоминая гусыню, которая задумчиво высиживает свое потомство, то теперь они кардинально возвысились. Их, уже свободных, отдали небу — подвесили на нитки: чистой тебе воды планирование. Не меньшего внимания заслуживает и фарфор Бориса Данилова, его проект «Золотой шар». Поэтому вазы с надглазурной росписью, несколько перекликаясь с восточной традицией, очень напоминают глобусы. Интересно, о каком далеком мире они стремятся донести информацию?! В который раз радует глаз требовательного к искусству посетителя и фарфор Игоря Ковалевича (а на его счету 28 международных наград). Оригинальность в том, а это в большей степени дома-вазы, что все произведения, как будто из бумаги: как утонченных, так и, на первый взгляд, небрежно порванных ее кусков.
И когда с предыдущими творениями все более-менее понятно однозначно, то в каждой из работ Елены Бланк «Азия. Миниатюры для созерцания» есть своя многогранная философская основа. Ведь в каждое следующее мгновение нельзя с уверенностью утверждать, что там на самом деле изображено...
— Будучи директором этой галереи, — рассказывает Татьяна Андриенко, — знаю всех заслуженных и просто любителей-керамистов Украины. Однако для того, чтобы их работы были представлены в «Гончарах», они непременно должны содержать что- то новое: или в палитре, или в формообразовании, или в технологии...
И это, разумеется, справедливо. Ведь подобные галереи-магазины и славятся тем, что могут предложить невероятной работы произведение, что, понятно, уже является гарантией его уникальности в целом мире. Естественно, такие оригинальные авторские вещи доступны далеко не всем посетителям. И, правду говоря, «Гончары» ориентируются на людей действительно зажиточных, тех же коллекционеров и иностранцев. «Мы же просто воспитываем своих посетителей, — добавляет на это Татьяна Павловна, — воспитываем высоким искусством. Совсем не обязательно, чтобы все, кто приходит, что-то покупали».