Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Идеолог культурно-художественного процесса

Во Львове демонстрируют живопись на стекле Тараса Лозинского
15 июля, 2019 - 19:45

Экспозиция представлялена в главном корпусе Национального музея им. Андрея Шептицкого, что на проспекте Свободы, 20. Она состоит из работ художника последних лет. В показе — приблизительно 70 произведений, которые знакомят с тематикой художественных работ на стекле Тараса Лозинского. Перед зрителем предстанет портретная галерея украинских гетманов, традиционный сюжет «Казака Мамая», трактованный в оригинальной авторский манере, чрезвычайно чувственные и проникновенные произведения с сакральной тематикой. «В своих работах Тарас Лозинский одновременно переплетает барочные мотивы с влияниями художественного опыта Олексы Новакивского, Романа Сельского, Владимира Патика, под влияниями которых он сформировался как художник и выкристаллизовывает свой собственный авторский стиль», — говорят организаторы выставки.

Тарасу Лозинскому 60 лет.

Окончил экономический факультет Львовского полиграфического института им. Ивана Федорова (ныне — Украинская академия книгопечатания). Благодаря самообразованию, практике и урокам у выдающихся мастеров стал художником. Работал реставратором в мастерской Нины Присяжной. Увлекся сбором произведений народного искусства и за 30 лет собрал большую ценную коллекцию.

Является заместителем председателя Института коллекционерства украинских художественных ценностей при НОШ, инициатором и составителем художественных альбомов-каталогов, изданных Институтом коллекционерства. Преподает курс «Шедевры живописи для иконописцев».

«Динамическая общественно— культурная деятельность Тараса Лозинского, благодаря которой за два последних десятилетия в Украине появились новые, эффективные формы художественного, музейно-галерейного менеджмента, а также обогатились механизмы коммуникации между средами коллекционеров и исследователей украинского художественного наследия, возвысила его институционный формат над личностным, — считает профессор, историк искусства, проректор по научной работе Львовской академии искусств Роман ЯЦИВ. — В тот же время во внутренних «светлицах духа» Тараса Лозинского тоже происходили интенсивные изменения, мир его увлечений изменялся под натиском новых интеллектуальных запросов и открытий. Компенсаторной областью этого невидимого процесса оказалась живопись, страсть к которой определилась его же коллекционерскими приоритетами. С годами увлечение заключилось в единую ценностно-смысловую линию, а живопись на стекле закрепилась в конфигурации авторского стиля, жанрово-тематической системы и самобытного эстетичного эквивалента».

Концептуальная направленность творческих усилий Тараса Лозинского определена полем его эрудиции как исследователя явлений народной живописи на стекле, в первую очередь — гуцульського и покутського ареалов. «Именно из этого этнокультурного массива большинство памятников, которые в свое время были им введены в оборот как через выставки, так и публикации и репрезентативные издания (в статусе автора идеи и научного редактора), — говорит профессор Яцив. — В то же время, на подсознательном уровне у художника закрепились определенные аллюзии из произведений профессиональной живописи (больше всего — Олексы Новакивского), с близким ему экспрессивным темпераментом».

Еще другим ресурсом, включенным в систему ценностных координат Тараса Лозинського-художника, является феномен украинской иконописи в целом, в частности такие произведения, в которых раскрылась сама стихия народного гения, непосредственность анонимных авторов в трактовке евангельских тем с проекцией на тогдашний историко-культурный контекст. Эти и другие параллели угадываются в решениях многих произведений Тараса Лозинского, хотя всегда «перекрываются» индивидуальным темпераментом автора.

Эмоциональный характер художника раскрывается в самой манере рисования, с использованием некоторых характерных приемов народной живописи на стекле. Тарас Лозинский в одних случаях следует известным иконографическим типам изображений, в других произвольно интерпретирует, сохраняя их идейную христианскую суть. В трактовке отдельных сцен он усиливает значение антуража, творчески переосмысливает роль пейзажа в тех или иных канонических сюжетах. Особенной свободой отличаются произведения исторического содержания — портреты казацких гетманов, портрет Митрополита Андрея Шептицкого, а также цикл Казаков-Мамаев, в которых внутренняя экспрессия автора передается широкими пластичными обобщениями и образными деформациями.

По мнению ученого, выставка живописи на стекле Тараса Лозинского имеет целостный синкретический образ, конструируемый глубокими нуртами авторской экзистенци, страстностью коллекционера-исследователя, а также гражданским осознанием значения этнонациональной традиции в духовой жизни современного украинца. «Индивидуальный опыт художника, ученого-интеллектуала, идеолога культурно-художественного процесса и художественно-издательской дела в Украине вызывают большое уважение и авторитет среди современников», — отмечает профессор Яцив.

Ознакомиться с живописью на стекле Тараса Лозинского, почувствовать экспрессивный темперамент автора, его самобытный эстетичный эквивалент успеют все желающие — выставка в Национальном музее им. Андрея Шептицкого действуюет до начала августа.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото из страницы в «Фейсбуке» Остапа ЛОЗИНСКОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ