Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Играть — с пользой и удовольствием

Как отличить безопасные игрушки от вредных?
25 января, 2011 - 19:06
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Какая жизнь без игрушек? Никакой, скажут дети, и это сущая правда. Потому что игрушка для ребенка — это то же самое, что для взрослого книга, компьютер, даже... косметика или автомобиль. С ней ребенок развивается, получает навыки, фантазирует что-нибудь, познает, движется вперед, одним словом — живет. На дефицит игрушек сегодня уже никто не жалуется. Но в качественных игрушек действительно ощущается недостаток. Представители Института педиатрии, акушерства и гинекологии говорят, что потенциальная опасность и низкое качество игрушек, представленных на украинском рынке, просто поражает. Большинство из них поступает в продажу без согласования со стороны Государственного санэпидемконтроля, не имея соответствующих сертификатов качества.

Если пройтись по магазинам и рынкам, чего только не увидишь — от миниатюрных до огромных мягких игрушек и автомобилей. Ребенок легко может увлечься, его внимание привлекает все яркое, все, что движется и издает звуки, но родителям и тем, кто хочет подарить ребенку игрушку, следует быть осмотрительными и хорошо знать такую информацию. Основное — игрушка должна быть безопасной и соответствовать возрасту ребенка.

— Правильно подобранная игрушка должна отвечать физиологическим особенностям развития зрительного, слухового и двигательного аппаратов у детей разного возраста, — говорит научный сотрудник Института педиатрии, акушерства и гинекологии, кандидат медицинских наук Олеся Головченко. — Например, выбирая музыкальную игрушку, важно обратить внимание опять же на рекомендованный возраст и обязательно послушать ее самому. Ведь если звуки слишком громкие — это может повредить слух ребенка.

Что касается безопасности, то важным является химический состав материала, из которого сделана игрушка, ведь в настоящее время в Украине продается огромное количество игрушек, содержащих опасные вещества, такие как формальдегид, толуол, фенол. Эти соединения способны вызвать аллергические реакции у детей и нанести вред нервной системе. Поэтому первый и самый простой способ узнать, заслуживает ли игрушка внимания — понюхать ее. Если вы почувствуете сильный запах (резкий, неприятный) — положите ее, где взяли, и забудьте. По мнению Олеси Головченко, если игрушка имеет резкий запах, это говорит о том, что материал, из которого она изготовлена, выделяет летучие токсичные химические вещества.

Нужно помнить, что маркировка — это гарантия качества игрушек и их безопасности для детей. Если игрушка соответствует всем требованиям стандартизации, то маркировка должна быть на ней самой, на ее упаковке или инструкции. Она должна быть четкой, хорошо читаться и не смываться. Такой знак, как СЕ, говорит о том, что игрушка прошла тест и отвечает общеевропейским требованиям безопасности и стандарта 58 ЕК 71. Очень хорошо, если на игрушке или инструкции к ней вы увидите «Знак Льва» (в треугольнике — голова льва), такую игрушку можно смело покупать ребенку. Этот знак свидетельствует о том, что игрушка получила лицензию Британской ассоциации игр и хобби (British Toy& Hobby Association — BTHA), которая отличается жесткими требованиями к качеству игрушек и их безопасности для малышей. Кроме того, на игрушке или коробке от нее должен быть торговый знак производителя (специалисты говорят, что «анонимные» игрушки — потенциально опасны).

Еще всем знакома такая маркировка на игрушке, как красный перечеркнутый круг, в нем — детская головка и отметка «0-3». То есть речь идет о том, что детям до трех лет нежелательно играться этой игрушкой (как правило, там есть мелкие детали, которые ребенок может проглотить). Но, как показывает опыт, все равно родители покупают такие игрушки, поэтому совет — находиться возле ребенка, когда он берется за нее.

— Есть наука раннего развития ребенка, которая занимается изучением роли игры в обучении и развитии ребенка, внедрением игры в учебу. Кстати, все основные принципы детского развития разработаны нашим выдающимся психологом Выготским. Главный принцип — игра является основным мотивом, способствующим развитию, в игре ребенок познает мир. В таком случае игрушки — это средство, с помощью которого ребенок познает жизнь. Эти принципы лежат в основе раннего развития, а также при разработке игрушек ведущими фирмами. Взрослый сначала является активным партнером в игре ребенка, а затем ребенок становится все более самостоятельным, инициативным и создает собственные игры. Игрушка же должна быть интересной, она должна поддерживать познавательный интерес у ребенка, — говорит детский психолог, директор Институт системной семейной медицины Екатерина Истомина.

Она и другие специалисты отмечают также следующее. Сейчас есть много игрушек, которые сами все делают: роботы, которые сами ходят, выполняют какие-то действия; машинки, которые сами ездят; куклы, которые тоже что-то делают самостоятельно. По мнению психологов, все это тормозит развитие ребенка. Потому что вся активность находится внутри игрушки, а ребенок в этом случае — пассивный наблюдатель. Ему не нужно ничего делать. Развивающей же игрушкой является та, которая стимулирует ребенка к познанию. Так, в несколько месяцев ребенок сначала берет игрушку и манипулирует ею — разглядывает, трясет: таким образом, он приходит к выводу, что та или иная игрушка, например, может издавать звуки, скручиваться, перегибаться. Все это ребенок познает самостоятельно. Впоследствии он переходит к сюжетным играм. Он, например, самостоятельно тянет за шнурок машинку, издает звуки, имитирующие звуки настоящей машины, которая едет. Постепенно ему становится понятно, что машинка едет с помощью колес и что для того, чтобы она двигалась, ее нужно толкнуть и потянуть. Когда же ребенок играет с куклами, то переносит на них переживания, ощущения — все то, что он чувствует в детстве, что видит, чему научился. В таких случаях малыш учится, фантазирует, становится активным. Зато компьютеризированные игрушки, которые все делают сами, не дают возможности развиваться таким важным психическим процессам. Также они дают фальшивое представление о мире: мол, для того, чтобы что-то получить, нужно лишь нажать на кнопочку. Но ведь это же не так...

СПРАВКА «Дня»

Специалисты, изучающие игрушки, называют семь вредных химических элементов, опасных для здоровья ребенка, которые чаще всего содержатся в несертифицированных игрушках:

— формальдегид может вызывать аллергическую реакцию, сильное раздражение слизистой оболочки глаз и дыхательных путей, он раздражает нервную систему, а также может повлечь за собой дерматиты. UNISEF включила этот компонент в перечень тех, которые связаны с повышенным риском возникновения раковых опухолей носовой и ротовой полости;

— фенол вызывает раздражение слизистой оболочки, а его контакт с кожей может вызывать ожоги. Быстро всасывается кожей и поражает нервную систему. В результате возникает насморк, головокружение, тошнота, головные боли, нарушения сна. Самое тяжелое последствие — паралич мускулатуры, что может привести к остановке сердца;

— дибутилфилат вызывает изменения в центральной нервной системе и способствует снижению возможности ребенка распознавать запахи;

— толуол вызывает усталость у детей, дети становятся раздраженными;

— пары ксилола приводят к дерматитам и раздражению кроветворных органов;

— метиловый спирт при частом контакте может вызывать частичную слепоту;

— свинец вызывает у детей агрессию, проблемы с поведением, ухудшает самоконтроль и способствует ухудшению интеллектуального развития.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ