Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имитатор реальности

10 марта, 2004 - 00:00

В киевской галерее М. Гельмана демонстрируется персональный проект ветерана жанра инсталляции в украинском визуальном искусстве львовянина Андрея Сагайдаковского.

Сагайдаковский — нечастый гость столицы, хоть и относится он к первому списку имен в здешнем contemporary art, наряду с такими его первооткрывателями, как Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Олег Кулик или Влод Кауфман. Одним из первых на территории украинского искусства — еще в конце 80-х — он обратился к жанру инсталляции: создания художественного произведения путем пространственной компоновки в качестве концептуально единого объекта уже существующих вещей, к искусству зачастую никакого отношения не имеющих. И если в мировой истории искусства этот жанр убедительно легализовал для потребителя и критики немец Йозеф Бойс, то в Украине Сагайдаковский может быть назван до некоторой степени его идеологическим последователем.

Визуальная образность, равно как и выбор используемых для инсталляций материалов, довольно резко разнят немца из Клеве и украинца из Львова. В соответствии со славянской ментальностью, художественный взгляд Сагайдаковского теплее, эмоциональней и мягче. Но оба мастера художественно исследуют одну территорию — так называемую «реальность».

Зыбкость, эфемерность и неубедительность того, что мы привычно считаем реальностью, отмечали мыслители совершенно разных идеологий. Святой Франциск Ассизский видел существующий мир со всеми его реалиями и взаимосвязями, как поразительное чудо, существующее по воле Бога и меняющееся до не узнаваемости в одно мгновенье. Такой взгляд до сих пор несет в себе огромный заряд надежды и радости, возможность видеть чудеса в мельчайших мелочах, невидимыми нитями связывающих события жизни. Густав Майринк обыденность с не меньшей убедительностью демонизировал, считая, что именно в ней верховодят самые злобные и тоскливые демоны, взращивающие в повседневности сильнейшие страсти и катастрофы. Георгий Гюрджиев требовал от своих последователей полной ломки привычного восприятия внутренней и окружающей реальности посредством всяких невыносимых физических, психических и интеллектуальных упражнений. В его учении так называемая реальность — плод автоматического восприятия людей, стереотипами с юности обращенных в машины. Одним из лучших парадоксов ХХ века стало замечание Бертрана Рассела о том, что мы не можем знать, что происходит со столом, когда мы от него отворачиваемся — может, он превращается в кенгуру? Какой бы взгляд на реальность ни был присущ зрителю произведений Сагайдаковского, художник непременно подтолкнет его к подсознательному вопросу, который для обывателя, казалось бы, не существует: что же такое реальность и есть ли она вообще?

Проект «Имитация реальности» представляет Андрея Сагайдаковского в присущей ему мультимедийности. Экспозиционно и концептуально собирающим объектом выставки является инсталляция «Мягкая часть стола», специально созданная художником в пространстве галереи с использованием заказанных в Киеве и привезенных из Львова материалов. Живопись Андрея годами создающихся им циклов «Черты лица», «Штудии анатомии» и «Штудии пейзажа» — гиперболизирующая банальность до чреватого сакральностью символа, гротескная в образности, живописной манере и используемых материалах (живопись на коврах) — также представлена на киевской выставке. Сагайдаковский меняет местами иллюзию и реальность, смущая предсказуемость реакции зрителя, дезориентируя его, зароняя сомнение в верности стереотипического мировосприятия.

Константин ДОРОШЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ