Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имя музыки

17 июля, 2002 - 00:00

Современный стиль жизни создал новую психологию отношения к своей профессии и возможностям реализации своего «я» в обществе, даже если речь идет о людях, слишком далеких от прагматизма, т.е. об исполнителях классической музыки. Все чаще серьезные музыканты выступают инициаторами (и в то же время менеджерами) масштабных культурно-просветительских проектов.

Такие мысли поневоле возникают, когда наблюдаешь за многочисленными интересными акциями как метров, так и молодых художников. Именно к таким относится проект скрипача Олеся Семчука и пианистки Анны Середенко «Художники за духовное возрождение Украины». Эти зрелые и отмеченные яркой творческой индивидуальностью музыканты, несмотря на молодой возраст, уже хорошо знакомы публике многих европейских стран. В последние годы они много и активно концертируют, а разнообразие стилей, эпох, национальных школ в их репертуаре вызывает изумление и восторг. Воспитанники Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского, они продолжили свое обучение у выдающегося педагога, ученика известного Давида Ойстраха, профессора Павла Верникова, который уже почти 20 лет живет в Италии и выступает на самых престижных сценах мира. Так родилось стремление представлять творческие достижения наивысшего класса на Родине вместе со своим маститым учителем.

Для очередного концерта в рамках проекта был приглашен еще один известный музыкант — львовянин Борис Бараз, виолончелист, который после окончания Московской консерватории работает в Париже. Также в музыкальном вечере была одна «изюминка», придавшая ему оттенок какой-то таинственности, — полноправным его участником стал барон Кнопф, маэстро почтенного, более чем 200-летнего возраста. Нет, тайны доктора Фауста здесь ни при чем. Барон Кнопф — это скрипка работы Пьетро Гварнери дель Джезу-второго, которую уважительно окрестили человеческим именем, потому что все творения рода Гварнери, как и люди, неповторимы, имеют свою собственную «душу». Каждый, кому приходилось их слышать, никогда не забудет впечатления от фантастического завораживающего тембра. В руках Павла Верникова скрипка Гварнери была совершенной...

Как будто для того, чтобы представить божественный инструмент во всем богатстве его возможностей, была выбрана необычно построенная программа. В первом отделении, демонстрируя филигранный орнамент виртуозных приемов, такой захватывающий в барокковой музыке, музыканты выбрали два концерта Вивальди — сначала Concerto Grosso для двух солирующих скрипок с оркестром, потом сольный, а также двойной скрипичный концерт Йоганна Себастьяна Баха, один из вершинных в мировой музыкальной литературе. Достойным партнером знаменитых музыкантов выступил ансамбль Национального симфонического оркестра, которым дирижировал один из наиболее тонких и интеллигентных украинских дирижеров — Владимир Сиренко. Во втором отделении раскрылась трепетная исповедальная природа голосов струнных, более заметная в камерном ансамбле, нежели в оркестровой массе. Два трио выдающихся российских композиторов — «Элегическое» Сергея Рахманинова и «Памяти Ивана Соллертинского» Дмитрия Шостаковича — воплотили ослепительный контраст жизнеутверждения и страдания. Сопоставление отдаленных на 200 лет эпох обернулось столкновением эмоциональных плюсов, философским осознанием трагедии и триумфа, так рельефно очерченных в интонационных переплетениях, созданных композиторским гением. Музыканты не просто почувствовали стиль контрастных произведений. Каждый из них очень ярко проявил и свою индивидуальность: демонический «паганиниевский» Павел Верников; глубоко лирический, при этом сдержанный в выражении своих чувств Олесь Семчук; рациональная, очень логичная и целеустремленная, рафинированно точная в каждой детали Анна Середенко; элегантный, утонченный и несколько отвлеченный от материальной будничности Борис Бараз.

Таким образом, все участники концертного действия — и ансамбль, и солисты, и барон Кнопф — разыграли настоящую музыкальную драму для киевской публики. Время опускать занавес? Нет, еще не время... Потому что, в отличие от театральных спектаклей, концерты имеют такое преимущество, как номер на «бис». И именно здесь состоялось удивительное перевоплощение, шокирующее, необычное — но тем более интересное. Актеры сняли маски, они как бы перенеслись в другое время и измерение, в сегодня. В котором есть место чувственному удовлетворению. После пронизывающего трио Шостаковича звучит непритязательная одесская мелодия. Однако она приобретает совсем другой смысл, как и поразительная обработка для скрипки и фортепьяно популярной эстрадной песни, осуществленная гениальным Евгением Станковичем. Способность посмеяться и позабавиться даже на руинах собственных надежд не является ли благодатным свойством одаренной человеческой натуры? С этим рассуждением из концерта, думаю, вышел не только автор статьи. Вспомним же самую большую тайну из романа Умберто Эко «Имя розы» — тайну смеха, и пожелаем авторам проекта «Художники за духовное возрождение Украины» новых, не менее свежих идей и не менее поразительных сюрпризов.

Мария ГРЮНВАЛЬД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ