Керамика — самая древняя из всех изобразительных искусств; оттиски человеческих ладоней на глине были первыми попытками преодоления времени первобытным человеком. Никакой другой материал не апеллирует в такой степени к созидательному инстинкту человека — не зря многие мистические системы сравнивают высшее божество именно с гончаром, создающим человека из глины. Керамика — один из архетипических видов творчества, поэтому керамические произведения наиболее органично выглядят именно тогда, когда несут в себе образы, тронутые стариной или продиктованные представлением о том, как может выглядеть первозданная цельность гармонии. Подтверждением этим и многим другим привычным рассуждениям о керамике является выставка Веры Томашевской.
Вера Ильинична родилась в Закарпатье. Начальное художественное образование получила в классе Людмилы Аверкиевой, преподавателя Ужгородского училища прикладного искусства, уровень которого не уступает знаменитым львовским мастерским декоративно-прикладного искусства. Окончив его в 1975 году, художница получила затем второе высшее образование, окончив факультет искусствоведения бывшего Киевского государственного художественного института (ныне Академия изобразительного искусства и архитектуры). Людмила Томашевская много лет участвует в международных, зарубежных и региональных пленэрах и выставках.
Стиль В. Томашевской — керамические панно небольшого формата, похожие на небольшие цветные ковры. Техника художницы состоит из ручной лепки, заливной керамики, сочетания деталей одинарного и двойного обжига, а также расплавленного стекла.
Монументальная работа, украшение большого здания теперь — скорее мечта, нежели творческие планы художницы. Впрочем, не теряя времени от отсутствия государственных заказов, прекратившихся для большинства мастеров монументальной керамики одновременно с развалом СССР, В. И. Томашевская остановилась на создании небольших керамических панно. Эти композиции, размером около квадратного метра, хорошо выглядят как в рамах, так и без них, а нейтральный фон картины словно сливается со стеной, отчего невысокий цветной рельеф выглядит более ярко.
Композиционная техника художницы заключается в сложном сочетании небольших плоских керамических фигурок на поверхности холста, зафиксированного на жестком планшете. Таким образом, элементы изображения — цветущие деревья, домики, птицы, человеческие фигурки — создаются, окрашиваются и обжигаются по отдельности, располагаясь затем на небольших плоскостях в соответствии с замыслом автора. Насажанные на клеевую основу одинокие домики превращаются в города; вторым слоем дополняют тесные ряды улиц ладошки цветущих деревьев (диптих «Весенний город»). Использование композитной техники позволяет совместить в пространстве одного холста несколько видов керамики: белую, красную и розовую глину в разных стадиях обжига, а также расплавленное цветное стекло («Зима»). Разноцветные картины состоят из шероховатых поверхностей, прошедших только первую стадию обжига, а также гладких, блестящих, леденцовых поверхностей фигурок, прошедших также второй обжиг, с бесцветной или цветной глазурью. Иногда гладкая блестящая полоска украшает центр лепестка или домика, а края предмета остаются шероховатыми, что создает в результате очень интересный, приятный для глаз эффект разнообразия наполненной образами картины.
Тематика произведений В. Томашевской включает времена года, города («Далекие острова», «Пейзаж»), птиц («Лето», «В теплые края») и рыб («Паруса», «Рыбы»), Карпатские пейзажи («Верховинцы», «Карпаты»), цветы («Букет», «Подсолнухи»), серию «Маски», а также произведения, иллюстрирующие абстрактные понятия («Движение»). Декоративные панно легко представить себе в любом интерьере, стилизованном под деревенский стиль, непременно в детской, и в идеале — в любом месте большого скопления детей: детском саду, поликлинике, школе. Керамика Томашевской не несет никакой идеологической нагрузки — она проста, мила, понятна и глубока, как хорошая сказка.
Произведения Веры Ильиничны непосредственны и искренни. Фигурки домов, рыб, деревьев, садов, гор, усатые гуцульские лица, переливаясь теплыми керамическими красками, производят впечатление детской книги, раскрытой сразу на всех страницах. Сказки Веры Томашевской чередуются, сменяют друг друга города и персонажи, и главный герой, зритель, оставаясь в пределах уютного, детского мира художницы, чувствует с удивлением, что здесь ему действительно хорошо. Спокойно и хорошо, невзирая на взрослость мира за пределами галереи, усталость и другие «радости жизни» в мегаполисе. Ведь нам недостает того, что мы обычно помещаем в детскую комнату в доме или в детскую часть воспоминаний: безыскусности и простоты, яркости и свежести восприятия. Керамике Веры Ильиничны Томашевской эта безыскусность свойственна вполне, и безыскусность эта именно той породы, которая дается человеку благодаря двум вещам: таланту и профессионализму.