Некоторые браки длятся всю жизнь, другие всего год. Около трети всех супружеских пар рано или поздно проходят процедуру развода. Уже давно психологи интересуются тем, почему одни пары разводятся, а другие нет. Они поставили перед собой цель научиться наиболее точно предсказывать риск развода для той или иной пары.
— На сегодняшний день нам известен целый ряд факторов, которые представляют непосредственную угрозу браку, — утверждает Михаэль Вагнер из Кельнского университета, занимающийся исследованиями причин разводов, пишет inopressa.ru. Ученый исследовал 42 брака и проанализировал, как отдельные признаки, такие, как бездетность, возраст вступления в брак, религиозность или профессиональная деятельность супруги сказываются на вероятности развода.
Такие ученые, как Михаэль Вагнер, — своего рода современные предсказатели. Они подводят основу под так называемые регрессионные модели при помощи данных о возможном риске. После чего они рассчитывают, при помощи каких факторов можно с более высокой долей вероятности прогнозировать развод. В конце всей процедуры делаются конкретные выводы. Например, о том, что по сравнению с парой, которая снимает жилье, квартира в собственности снижает риск развода на 45%. Ставшая известной измена одного из супругов значительно повышает эту вероятность. Если женщина занята профессиональной деятельностью и уровень ее образования выше, чем у ее мужчины, то риск также возрастает. Если супруги имеют общего ребенка или до свадьбы более полугода проживали под одной крышей, то риск снижается.
«Возможно составление личного профиля риска», — говорит Вагнер. Если жених и невеста живут в крупном городе, не придерживаются никакой религии и вступили в брак в возрасте менее 21 года, в этом случае, согласно науке, их брак попадает в «зону повышенного риска». Чем старше пара, идущая к алтарю, тем позитивнее прогноз. Каждый совместно прожитый год снижает вероятность развода для мужчин на 2%, а для женщины на 7%.
Расчетные модели, которыми пользуются психологи, чрезвычайно хитроумны. Джон Готтман, авторитетный американский первопроходец в исследовании разводов, утверждает, что можно утверждать с вероятностью до 91%, распадется пара или нет. И Готтман — один из многих, кто верит в научность используемой ими модели прогнозов. «Если свести воедино все исследования причин разводов, проведенные за последние годы, то на правильный прогноз можно натолкнуться в 80% случаев», — говорит психолог Гай Бодеманн из швейцарского Университета Фрибурга. Он утверждает, что достоверность разработанной им самим модели составляет 96%.
ВКЛАД В ОТНОШЕНИЯ
Психолог Вольфганг Лутц из университета в Трире недавно в одной статье высказал сомнения относительности достоверности этих моделей. «В результате проведенных нами исследований, был установлен истинный уровень достоверности прогнозов относительно развода — от 20 до 40%», — говорит Лутц. Таким образом, из 10 разводов психологи могут предсказать от 2 до 4. И это, по словам Лутца, является неплохим результатом: «Точность прогнозов ниже, чем предполагалось ранее. Несмотря на это, эмпирическим путем удалось доказать наличие многих факторов, которые позитивным или негативным образом сказываются на браке».
Из всего многообразия результатов исследований становится ясно, что вероятность развода повышается тогда, когда супруги с презрением разговаривают друг с другом, провоцируют или деструктивно критикуют друг друга. Новые исследования показывают, насколько важна коммуникативная динамика. Если один из партнеров говорит слишком много, а другой — мало, в таком случае снижается удовлетворение от брака. Соотношение похвалы и критики также влияет на жизнестойкость брака. Браки особенно прочны в том случае, когда, по словам Готтмана, похвала и критика находятся в соотношении 5:1. Иными словами, за одним критическим замечанием должно последовать 5 комплиментов. Особенно важно, чтобы этот принцип «5:1» соблюдался супругом. Поскольку если вклад женщины в отношения будет меньше, чем мужчины, то это не обязательно повысит вероятность развода, считает психолог Томас Брэдбери из Университета Лос-Анджелеса.
Наряду со стилем коммуникации между супругами, существуют еще три фактора, оказывающих особое влияние на брак: вера в то, что у отношений есть будущее, восприятие ежедневных стрессов и схожесть партнеров. В одном из своих исследований Бодеманну удалось доказать, что так называемый цейтнот и ежедневный стресс повышают риск развода.
Большое значение имеет и то, есть ли у пары с самого начала отношений общие ценности, считает психолог Ханс-Вернер Бирхофф из Бохума. В своем исследовании он демонстрирует, что к разводу более склонны те супружеские пары, в которых у партнеров разные представления о морали и об отведенных каждому из супругов ролях. То есть: до брака решающую роль играет ощущаемая схожесть партнеров, а в браке — реальная.
Некоторые случаи повышенной вероятности развода передаются из поколения в поколение. Если в семье жениха и невесты родители находились в разводе, то и бракам их детей может грозить крах. По мнению американского психолога Дэвида Ликкена, около 30% рисков развода связано с личными особенностями, которые дети наследуют от родителей. Нервные люди, которые сами себя описывают как неуверенных и эмоционально податливых, особенно склонны к разводам. Возможно, эти качества передаются от родителей к детям, тем самым вероятность развода повышается.
Ученые разделяют такой феномен, как брак, на сотни составляющих. Однако цифры, которые в них содержатся, не могут раскрыть причины. Так брачный договор серьезно повышает риск развода — однако почему так происходит, цифра не раскрывает. Является ли причиной то, что супруги изначально настроены на развод или один из партнеров по своей природе подозрителен, жаден или враждебно настроен? Измеряет ли такой фактор, как «брачный договор», возможно, стоящую за этим особенность личности?
Браки держатся дольше, если на свадьбе присутствует больше гостей. Но почему это происходит? Возможно, потому, что пара вследствие большой толпы гостей чувствует себя обязанной как можно дольше быть верной данному слову. Возможно, существуют и другие причины, но о них пока ничего не известно.
ТРЕНИНГ ИЛИ ТЕРАПИЯ?
— Я бы посоветовал обращаться с подобными прогнозами более осторожно, — говорит Лутц. Иначе у пар, в которых велик риск развода, может сложиться ощущение, что их отношения бесперспективны. Модели прогнозов имеют смысл лишь тогда, когда они могут объяснить, почему браки рушатся. Но для этого необходима и беседа, например, в рамках консультаций по семейным отношениям. «Прогнозы, — говорит Лутц, — не должны использоваться для того, чтобы лишать пару надежды».
Многие из факторов риска трудно или невозможно изменить — например, размер жилья, возраст или религиозную принадлежность. «Однако жизнестойкость брака зависит чаще всего от тех факторов, на которые можно влиять, например, от стиля общения или готовности супругов поддержать друг друга», — говорит Бодеманн. «Можно научиться правильному общению с партнером или поведению в стрессовой ситуации», — утверждает Бодеманн. И поэтому неблагоприятный прогноз совсем не обязательно означает стопроцентную вероятность крушения брака.