Памятник из белого мрамора, который Мастер выполнил 176 лет тому назад, в 1842 году, находится в постоянной экспозиции Музея европейского искусства XIX—XXI веков, который является отделом Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого (ул. Стефаника, 3) и всегда привлекает большое внимание посетителей.
Как рассказала «Дню» лектор-экскурсовод отдела ЛНГИ Жанна Спиридонова, надгробный камень для своих умерших в 1833 году детей, Владислава и Хелены, скульптору заказала графиня Елена Понинская.
«Графиня жила во Львове — на площади Рынок, 6, также у нее было имение в селе Червоноград (теперь село Нырков Тернопольской области), — рассказывает экскурсовод. — Муж Елены, Кароль, умер в 1830 году, оставив ее с пятью детьми. Через три года умерли с разницей в несколько месяцев их сын и дочь Владислав и Хелена, очевидно, во время эпидемии. Елена Понинская была в отчаянии. И попутно замечу, что графиня пережила всех своих детей... Едва оправившись от потери, Елена едет в Рим на встречу со скульптором Бертелем Торвальдсеном, чтобы заказать надгробие для семейного склепа в селе Червоноград».
Бертель Торвальдсен (1770—1844) — датский скульптор, художник, яркий представитель позднего классицизма. Считается одним из самых плодовитых архитекторов в истории искусства. Художественный багаж Торвальдсена — 550 работ. Автор грандиозного фриза с изображением деяний Александра Македонского в Квиринальском дворце (резиденции итальянского президента) в Риме.
Среди других известных произведений — скульптуры «Ганимед с чашей и орлом», «Амур и Психея», «Ясон», «Венера с яблоком», «Три грации», «Меркурий с флейтой господина» и др.
Автор памятников Николаю Копернику в Варшаве, Джорджу Байрону в Кембридже, Фридриху Шиллеру в Штутгарте и другим знаковым личностям.
Наиболее выдающейся и впечатляющей в активе Торвальдсена является скульптура Иисуса Христа (Собор Святой Девы в Копенгагене).
«Надгробие для детей графини Понинских изготовлено из ценного и очень дорогого каррарского мрамора, а добывают камень в Италии, в Апуанских Альпах, на территории региона Тоскана, — говорит Жанна Спиридонова. — Торвальдсен жил и работал в Риме сорок лет, имел заказчиков со всего мира, а впоследствии отмечал, что день приезда в Рим считает своим вторым днем рождения. Талант Бертеля признавал известный представитель классицизма в европейской скульптуре Канова. А Торвальдсен говорил, что является учеником выдающегося Антонио».
Графиня Понинская, очевидно, была очень богатой, поскольку смогла оплатить заказ самому Торвальдсену, а это — 2000 римских скудо. Единственное условие Елены Мастеру, записанное в контракте 1835 года — портретное сходство детей.
Работу графиня получила в 1842 г. На ней — переход Владислава и Хелены, которых влечет за собой ангел смерти, через реку мертвых, Стикс, в иной мир. На надгробии есть и Елена, которая находится на берегу живых. Ангел смерти держит опущенный факел, являющийся символом оконченной жизни. По замыслу Торвальдсена, Владислав одет согласно тогдашней моде, а Хелена — в античной одежде. Мать пытается остановить детей, но Хелена, еще оглядываясь на нее, показывает рукой, что должна идти...
«Когда надгробие привезли во Львов, то сначала его демонстрировали на выставке «Для несчастных вдов и матерей», — отмечает Жанна Спиридонова. — После выставки графиня перевезла рельеф в село и поместила в семейной часовне. В Галерею искусств надгробие попало в 1961 г. — когда начались первые экспедиции ее научных работников не только по Львовской области, но и за ее пределы. Исследование проводили Владимир Вуйцик и Владимир Любченко, которые сработали на опережение, узнав, что копенгагенские музеи ищут по миру работы Торвальдсена».
Поиски надгробий Владимир Вуйцик подробно описал в статье краеведческого журнала «Галицька брама» (№2, февраль 1997 года — «Львівська Одісея Бертеля Торвальдсена»), где отметил, в частности, что тогдашний директор галереи Филонов ни за что не хотел давать рельеф в экспозицию и приказал спустить его в подвал. «Там он пролежал до прихода нового директора, которым стал Борис Возницкий. Это был 1962 год. И именно тогда Возницкий освободил Торвальдсена из подвала и поместил в экспозиции на втором этаже. При этом сам, закатив рукава, делал гипсовое обрамление», — говорится в публикации Вуйцика.
А еще искусствовед, описывая рельеф Торвальдсена, отмечал, что во всех фигурах на рельефе «явно ощущается театральность поз и искусственный пафос».
Лично меня, а я впервые увидела это место очень давно, еще учась в школе (наш класс водили на экскурсию в Картинную галерею), поразило надгробие до слез, до дрожи. Не могла тогда понять — почему так? Поняла спустя годы, когда похоронила первую свою девочку. А во время школьной экскурсии, наверное, на уровне подсознания почувствовала отчаяние матери, навсегда теряющей детей. К слову, и теперь, когда в очередной раз пришла в галерею (уже за историей этого памятника), снова почувствовала почти ту же печаль и грусть, как при первом посещении. Так о какой театральности и искусственном пафосе может идти речь?..
Стоит добавить, что рельеф с детьми графини Понинской — не единственное произведение Торвальдсена во Львове. Еще одно, мраморное надгробие-рельеф матери ученого-минералога и геолога, основателя географического музея Львовского университета графа Станислава Яна Дунина-Борковского, Юзефе, вмуровано в 1816 году в Доминиканском соборе.