Гиперболизированная требовательность к действительности — наверное, первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в выставочный зал Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины. Сейчас там проходит четвертая Всеукраинская акция «Искусство молодых-2010». Экспонаты дают представление о том, чем живет сегодня творческая молодежь и какое мы будем иметь искусство в будущем. Три ведущих творческих вуза страны — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (г. Киев), Львовская национальная академия искусств и Харьковская государственная академия дизайна и искусств — одновременно представили лучшие дипломные работы выпускников 2007—2010 гг.
Странно, однако, на выставке нет, казалось бы, неотъемлемых от молодости полотен-настроений, посвященных радости, восторгу от жизни и т.д. Если обратить внимание на доминирующую тематику работ, то можно утверждать, что наша молодежь раньше времени повзрослела. Об этом свидетельствуют философские размышления о смысле жизни в работах на христианскую тему. Молодые художники сознательно выбирают самые сложные эпизоды из Библии и на современный лад их переосмысливают. Таковы монументальные полотна: «Моление о чаше» Кравцова, «Богоявление» Сидоренко, «Сон Иакова» Фурс, «Евангелисты» Пшеничного. Преисполнена сакральных поисков и монументальная работа «Мытарства Феофана Грека» студентки НАИИА Дарьи Рыбиной, которую жюри акции наградило серебряной медалью. Композиционным центром своей работы Дарья выводит самого Феофана Грека — первого известного нам иконописца, отрекшегося от мирской жизни старца. Вокруг иконописца художница изображает его творения, которые дошли до наших времен и украшают церковь Спаса Преображения на Ильинской улице в Новгороде. Девушка сделала довольно кропотливую работу — выполнила полотно из мелкого разноцветного картона, наследуя технику мозаики.
— Мне как мастеру храмовой живописи интересно было показать извечную дилемму иконописца, найти ответ на вопрос, что чувствует художник во время создания нерукотворных образов, какие сдвиги происходят в нем. Вопросы духовного очищения художника через пост и молитву, как и проблема веры, для художника насколько же актуальны во все времена, как и вопрос о жизни и смерти, — рассказала Дарья РЫБИНА.
Доказательством того, что сознание молодежи склоняется к обостренно-трагическому мировосприятию, стала и графическая серия Тараса Ковача, признанная лучшей среди представленных работ и отмеченная золотой медалью Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Пять цветных офортов художника под названием «Тир» демонстрируют внутреннюю борьбу человека в своем духовном мире.
— Работа создавалась два года назад под влиянием сильных внутренних переживаний и демонстрирует внутренний процесс борьбы со страхами, разными негативными настроениями. Эти мои офорты, как и работы большинства выпускников творческих вузов, стали следствием глобального виденья мира молодого человека, который уже и сознательная личность, однако, в то же время еще все же ребенок. В этом «нежном» возрасте художник слишком остро реагирует на реальность, желает сразу же решить глобальные проблемы в своих полотнах. И первое, чем ценны такие работы, — это искренность, стремление показать правду, — комментирует Тарас КОВАЧ. — Сегодня мое отношение к миру несколько изменилось, и я не насколько критичен, потому и работы мои стали более легкими и оптимистичными.
Заметна среди живописных работ и историческая тема. Рассуждает над значением личности в истории страны К. Ткаченко в монументальном полотне «Житие Григория Сковороды», стилизованном под украинскую живопись XVІІІ века. Преисполнен трагизма триптих «Дума о кобзарях» Александра Сердюка из Харьковской государственной академии дизайна и искусств, которого наградили серебряной медалью. Композиционная основа картины — слепые кобзари, идущие следом за малолетним поводырем. Этот образ становится как бы знаковым символом, который из прошлого идет в будущее и является актуальным для настоящего.
Представлена на выставке и сценография. И если темы инсталляций действительно достойны внимания (по произведениям Антона Чехова, братьев Стругацких, композитора Ж. Бизе), то их воплощение только на пути к удачному, оригинальному, современному решению. Вспоминаются работы Анатоля Петрицкого — главного художника Театра Леся Курбаса, который творил в начале прошлого века и был способен удивить своими постановками даже самую требовательную публику. Наверное, за этим будущее и наших сценографов.
Молодости присущ максимализм. Если любить, то до беспамятства, если творить, то на грани духовных сил. Не потому ли именно из работ открытого искусства молодых нам, сознательным взрослым, станет понятно, о чем кричат их немые образы?