Уже одиннадцатый год подряд «Країна мрій» предлагает киевлянам и гостям города оторваться от будничности, убежать от шума большого мегаполиса, чтобы погрузиться в мир этно-фолька. В этом году фестиваль впервые сменил место дислокации — национальный парк «Феофания». Но это не помешало объединить вокруг праздника множество музыкальных и танцевальных групп, мастеров народного искусства, кобзарей и литераторов из 11 стран мира. Организаторы расширили художественные границы — открыли электронное пространство, «Етно-диско-Лаунж» сцену, появился «Обрядовий майданчик» и сцена «Театр-кабаре».
Уникальных исполнителей и художников на фестивале было множество, и каждый имел свои особенные истории, которыми они с радостью поделились с газетой «День».
С гончаром Рустемом СКИБИНЫМ мы встретились недалеко от колоритной крымскотатарской сцены. Крымскотатарскую культуру Рустем открыл в 2000 году, когда познакомился со своим учителем Мамутом Ченгли. «Я полностью погрузился в этот мир, ведь сам из интернациональной семьи, и очень люблю культуру Востока, Средней Азии, а вот родную крымскотатарскую (у меня мать крымская татарка) я очень мало знал», — начинает разговор Рустем. По его словам, сейчас в крымскотатарской культуре «происходит великое возрождение». «Со времен последней депортации татар в 1944 году наша материальная культура была практически уничтожена. Вернувшись в Крым, мы за 20 лет очень активно и быстро ее восстановили. Но в настоящее время, учитывая аннексию Крыма Россией, наша культура оказалась в том же положении, что и десятки лет назад», — говорит Рустем Скибин.
ФОТО ТАТЬЯНЫ БАРЫБИНОЙ
68-летний бандурист Петр ДЖЕРЕЛЬНЫЙ приехал на «Країну мрій» из далекой Австралии. Там он родился и живет, но о своих украинских корнях помнит. В этом году музыкант впервые выступал на Родине. Интерес к игре на бандуре возник у пана Петра еще в детстве, но из-за нехватки учебных материалов дело пришлось отложить. «Профессиональной игре на бандуре меня научил знакомый моего отца Григорий Бажул, с которым он встретился на корабле, возвращаясь в Австралию во время Второй мировой войны. Когда пан Григорий приезжал к нам в гости, то очень часто вспоминал, как он познакомился с Гнатом Хоткевичем (украинский бандурист, писатель, композитор. — Ред.), рассказывал о его разнообразных стилях. Тогда мне было все безразлично. Ведь какое мне дело до той бандуры, если я любил гитару? И только через пять лет я специально поехал в Сидней, чтобы брать частные уроки игры на бандуре у Григория Бажула», — рассказывает Петр Джерельный.
На литературной сцене мы встретили писателя, диссидента Левко ЛУКЬЯНЕНКО, который поделился секретами написания Акта о независимости Украины, и рассказал, почему поэма «Наливайко» стала восклицательным знаком в его жизни»: «В 1991 году, за несколько дней до провозглашения Акта, собралась Народная Рада и решила принять новый закон. Должна была сзываться и Верховная Рада для принятия тех законопроектов, которые бы стали Законами Украинской советской социалистической республики. Но я подумал, что это не то — мы можем сделать больше, в наших силах провозгласить Украину независимым государством. В тот момент ко мне пришло прозрение. Я вытащил тетрадь из папки и начал писать. За полтора часа я написал Акт и потом, на собрании, в 12 часов его прочитал. Случилось так, что 24 августа, в мой день рождения, этот Акт провозгласили.
В моей жизни большую роль сыграли книги. Особенно сборники Рената Рылеева. Поэма «Наливайко» стала восклицательным знаком в моей жизни. Там были слова, после которых я решил, что сознательно буду бороться за самостоятельность, даже если придется погибнуть».
Больше историй участников и фото с «Країни мрій».
Авторство «країни мрійників» — участники Летней школы «Дня»