Переступив порог этой церкви, словно погружаешься в древнерусское время: орнаменты, фрески, фрагменты аутентичного пола и даже дух в воздухе храма возвращают в далекое прошлое. Кажется, именно в это время по лестнице в княжескую молитвенную поднимается жена основателя храма Мария Мстиславовна со своей свитой, где-то рядом молятся прихожане и придворные князя... Любуясь росписями святыни, не сразу понимаешь, как мог не знать, что в Украине сохранены такие сокровища. Просторность, высота и отделка переносят тебя в древнюю, величественную эпоху. За дверью храма царит спокойствие. Церковь, как охранник истории, возвышается куполами на одном из холмов киевских Дорогожичей.
«Путешествовала во времени» со студентами научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» Марина Пронина. Она рассказала, что под открытым небом это сооружение наблюдало за историей не одно столетие, было свидетелем страданий, войн и татарских набегов, пережило и увековечило память о первых князьях и зарождении украинской государственности. Стены, ставшие «рукописью», рассказывают об особенностях восприятия христианства в разные периоды и показывают художественное наследие разных эпох. Реставрации XVII—XVIII веков снаружи придали зданию черты украинского барокко, однако внутри убедительно витает дух XII века.
Кирилловская церковь — один из 19 памятников архитектуры Княжеской эпохи, сохранившихся в Украине до сегодняшнего дня. Она была основана черниговским князем Всеволодом Ольговичем, сыном Олега Святославовича, в честь взятия им Киевского престола 5 марта 1140 года. Считают, что князь посвятил церковь своему небесному покровителю, святому Кириллу архиепископу Александрийскому.
«Кирилловский монастырь был особенным, ведь играл роль крепости. Об этом свидетельствуют ставни-бойницы и толщина стен храма, которая иногда достигает 198 см», — рассказывает нам экскурсовод. За свою историю церковь подверглась значительным разрушениям. В 1240 году после набега татар было снято свинцовое покрытие крыши, что практически оставило это сооружение неприкрытым на целые века. Церковь простояла под открытым небом примерно четыре века, разрушаясь от осадков и войн. Монастырь пришел в упадок и почти прекратил свое существование. Лишь в начале XVII века памятник возрождается под патронатом Киевского воеводы, князя Василия-Константина Острожского. Храм даже пришлось освятить вновь.
Восстанавливая древнерусские росписи, в церкви оставили единственное темперное изображение — Иннокентия Монастырского — игумена Святотроицкой Кирилловской церкви, во времена которого монастырь получил расцвет. «Это единственный в храме образец портретной монументальной стенописи XVII века, написанный в этой технике», — отметила Марина Пронина. Под этим портретом обнаружили фрески XII века, но благодаря уникальности изображения и техники его исполнения портрет все-таки оставили.
Архитектура и «настенная летопись» сооружения завораживают своим разнообразием. В храме — 80 видов неповторяющихся орнаментов! «Они состоят из элементов растительного и геометрического происхождения и подчеркивают архитектурные формы», — рассказывает пани Марина. Всего на территории церкви сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов. Среди уникальных — настенная роспись XII в. «Ангел сворачивает небо». Она была написана неизвестным художником в лучших стилях древнерусской монументальной стенописи и ярко демонстрирует слова из Библии: «Ангел сворачивает небо в свиток». Кстати, эти слова до сих пор сохранились на фреске, тогда как на других потеряны. «Фреска «Страшный суд» в Кирилловской церкви — это одно из самых древних и наиболее детализированных изображений Страшного суда на территории Киевской Руси», — отмечает экскурсовод Марина Владимировна. К сожалению, во время реставрации не все фрагменты удалось восстановить, поэтому некоторые нанесли по примеру древнерусского храма в Новгороде.
Большая и очень интересная страница росписи храма связана с именем Михаила Врубеля. Летнешкольников поразил рассказ Марины Прониной и о чрезвычайно быстрой и гениальной по мастерству работе мастера над иконостасом, где представлены 4 иконы: Спасителя, Богородицы с младенцем и две престольные иконы святого Кирилла и Афанасия Александрийских. И об «узнаваемости» людей, которых Врубель изображал на ликах святых, и о его особом приеме, благодаря которому «Космос» на хорах «поворачивает голову» за тем, кто на него смотрит.
Экскурсанты не могли не поблагодарить за такой увлекательный рассказ — мы вручили пане Марине интеллектуальные подарки от редакции, среди которых и бестселлер «Сестра моя, София...», немало страниц которого посвящены великим прошлым эпохам. В целом особое путешествие по прошлому оставило у юных журналистов не только хорошие впечатления, но и желание призвать: приходите в храм и окунитесь в историю с множеством еще не раскрытых тайн!
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
«ЦЕРКОВЬ ПОРАЖАЕТ СВОИМИ ТАЙНАМИ»
Юлия КАРМАНСКАЯ, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки:
— Кирилловская церковь поражает своей колоритностью, аутентичностью и количеством спрятанных в ней тайн. Это путешествие действительно удалось благодаря экскурсоводу и атмосфере, которая царит возле столичной достопримечательности. Я никогда бы не подумала, что увижу воочию творения ХII века. Величие и спокойствие окутывают церковь, и это помогает заметить каждую деталь старинных фресок, которые удалось сохранить до наших дней.
Больше всего меня поразил факт, что здание стояло более четырех веков без крыши, однако уцелело. Архитектура, интерьер и экстерьер сооружения — особенные, а история о лестнице на второй этаж, символизирующей трудный путь к Богу, заставляет задуматься. Интересными были факты и о работе Врубеля над росписью стен. Все рассказанные истории перечислить трудно, но уверена, что кто бы ни пришел в Кирилловскую церковь, он найдет что-то необходимое для себя, углубит свои знания и получит особые эмоции.