Несмотря на снежное ненастье в конце прошлой недели, уже одиннадцатый раз состоялся ODESSA FASHION DAY. Трехдневная программа включала 27 показов, среди которых 2 дефиле французских дизайнеров, 7 дебютных коллекций выпускников Ukrainian Fashion Academy, а также 4 детских проекта в блоке Kids Fashion.
Дни моды в Одессе открывал показ бренда 2Friends studio. Вышивка белым по белому, платки, валяная шерсть, дымка — в таких платьях по подиуму дефилировали модели под композиции группы «ДахаБраха». Дуэт луганчанки Татьяны Голубевой и черновчанки Анастасии Шкуры был одним из 20 дизайнеров, которые представляли Украину на нынешнем New York Fashion Week совместной коллекцией «Самая любимая», которая включала стилизацию национального костюма конкретных регионов.
«Мы исследовали музейные экспонаты ХVII—XVIII вв., путешествовали по Буковине и общались с бабушками, которые сохранили старинные вышиванки. Этнические элементы и многослойность как определяющий признак национального костюма, прослеживается во всей нашей коллекции. Именно поэтому использовали только два цвета — красно— винный, то есть оттенок буковинской одежды, и белый — символ дружбы и мира, что особенно актуально в свете последних событий», — говорит Татьяна.
Свои коллекции также показали дизайнеры KEKA, IRINA TYDNYUK, Tanita&Viktory, Natali Gulesha, Isabel Garcia и другие. А пятый год подряд, благодаря сотрудничеству с «Французской весной», в Одессу приезжают зарубежные участники. В этот раз гости из Марселя — Миммо Карабетта и Майя Джинсан.
Примечательно, что Наталья Дудка, дизайнер одноименного бренда, некоторое время была ассистентом Виктории Гресь. Стажировка у более опытных коллег, кстати, налаженная мировая практика в индустрии моды — именно так мир узнал о Карле Лагерфельде, который ассистировал Пьеру Бальмену, или же о Фиби Файло, в прошлом помощнице Стелли Маккартни.
Особенность 11-го OFD — предоставление подиума молодым дизайнерам, которые защищали свои первые коллекции по окончанию курса учебы в Ukrainian Fashion Academy. «Покупай украинское — именно это возможность победить экономические и культурные невзгоды!» — читалось между строк во время всех показов. По словам организатора OFD, Константина Леонтьева, скачек курса валют, который вызвал повышение цен на зарубежную одежду, дал новый шанс отечественным модельерам и производителям: «Дизайнеры всей Украины довольно правильно отнеслись к изменениям. Ныне, начиная от национальных каналов и до блогеров, тематика Made in Ukraine — на гребне. Кризис дал толчок к развитию внутреннего рынка».
Между тем будем откровенными, несмотря на активность, которая сейчас бурлит в украинской моде, — на улицах не часто встретишь людей, которые одеваются у отечественных дизайнеров. Иногда шопинг случается в бутиках известных мировых брендов, реже в концепт-сторах и чаще всего — в торговых центрах, на базарах или же секонд-хендах. В подавляющем большинстве украинцы не спешат покупать одежду отечественных дизайнеров, потому что она им не по карману. А если и доступна для кошелька, то не всегда выдерживает конкуренцию по стилевым решениям с уже хорошо известными домами моды, которые стоят так же, а иногда и дешевле. Дает о себе знать отсутствие государственной поддержки, образовательной составляющей и собственного замкнутого цикла производства. Ткани, фурнитуру и другие материалы обычно импортируют, поскольку каждый осознает, что выращивать лен или изготовлять ткани ныне невыгодно.
Впрочем, сейчас в Одессе довольно динамически развивается бюджетный и средний сегмент рынка, появляются нишевые бренды и концепт-сторы исключительно украинских дизайнеров, которые предлагают платья стоимостью от 600 грн, а пальто — от 1600 грн. Причем достаточно приличного качества.
Понятно, государственным мужам сегодня не до моды. Но и предыдущие 23 года они этим особенно не проникались. Речь идет не только о привлекательном имидже страны, но и о пополнении бюджета — стоит вспомнить, насколько прибыльна Парижская неделя моды, где налоги в городскую казну платят все участники — от дизайнеров и до моделей.
Остается лишь мечтать о финансировании и развитии легкой промышленности, которые бы обеспечили новые рабочие места и новую украинскую одежду в украинских гардеробах.