Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Ивана Купала в Пирогово

«Нить» традиций и обрядов, которая связывает нас с прошлым и побуждает к погружению в мир своих предков
7 июля, 2010 - 20:22
УКРАИНЦЫ «ОЧИЩАЮТСЯ» ОГНЕМ И ЕДИНСТВОМ: ПО ТРАДИЦИИ НА ИВАНА КУПАЛА ПАРНИ И ДЕВУШКИ ПРЫГАЮТ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЕР / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА, «День» К СОЖАЛЕНИЮ, НИКОМУ ЕЩЕ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА... ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО ИСПОКОН ВЕКОВ ДЕВУШКИ ДОВЕРЯЮТ СВОЮ СУДЬБУ КУПАЛЬСКОЙ ВОДЕ ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА, «День»

Двадцать восемь лет подряд в Национальном музее народной архитектуры и быта, что вблизи поселка Пирогово, празднуют Ивана Купала. Каждый раз здесь обращаются к исконным купальским народным традициям: плетению венков, украшанию купальского деревца, хороводам, гаданиям и пусканию венков, очищению огнем и водой. И даже «техногенная» молодежь без колебаний «ныряет» в традиционный мир своих предков.

Музей народной архитектуры и быта посетили те, кому надоел шум большого города и серая полоса будней. Потому что здесь звучали песни из разных уголков Украины, водили хороводы, украшали купальское дерево. Все обычаи — в музыкальном обрамлении. «Нынешний праздник отличается от других песенным наполнением, потому что к нам приехали новые вокальные коллективы», — рассказала корреспонденту «Дня» искусствовед и соорганизатор праздника Инна КУКЛИНА.

Песни, звучавшие на нынешнем праздновании, были своеобразными визитками Виннитчины, Киевщины, Черниговщины. «Каждая исполненная на празднике песня — это словно вышивка. Когда-то люди, которые шли «на храм», определяли принадлежность друг друга к определенной местности по орнаментам, вышитым на одежде. Так и с песней», — отметила старший научный сотрудник музея Нина ЗОЗУЛЯ.

Под звуки песен участницы действа плели венки. Кстати, наши предки ассоциировали венок с девичьей красотой, поэтому на протяжении купальского «гуляния» в венки вплетали цветы, которые символизируют этот праздник: зверобой, васильки, чернобыль, с помощью которого девушки защищались от мифологических существ — русалок, которые, согласно верованиям, выплывали в ночь на Купала. Считали, что в купальскую ночь травы приобретают целебные свойства. Венки символизируют также девичью судьбу, поэтому каждая девушка пытается сплести свой неповторимый венок, чтобы вечером пустить его, вместе со свечечкой, водным путем — и определить, откуда высматривать суженого.

Нынешний праздник не прошел и без вербы-купалицы. Верба и калина — это важнейшие символы украинской культуры, недаром Тарас Шевченко посадил вербу в ссылке. Это дерево подчеркивает традиционное измерение праздника, ведь торжествует языческий первоисточник — праздник солнца и воды. Участники действа, в частности, воспроизвели древний обряд пускания зажженных колес. Колеса, которые пылали огнем, символизировали солнце, которое катится к земле. В течение праздника пытались также с помощью обрядов связать воду и огонь, ведь в давние времена говорили, что утром, после купальской ночи, солнце «умывало» свои лучи в реках, водоемах, поэтому во многих регионах до сих пор говорят, что небесное светило «играет».

«Неизвестно, будут ли проходить такие празднования через сто лет. Многие фольклорные материалы, которые передавали из поколения в поколение, — искажены. Мы, к сожалению, не можем сказать точно, услышат ли наши далекие правнуки и увидят то, что мы делаем сегодня», — сказала корреспонденту «Дня» Нина Зозуля.

Действительно, современность очень своеобразно отражается в нашем восприятии прошлого, с которым мы связаны «нитью» традиций и обрядов. Мы пытаемся познать мир своих предков, но с абсолютно другими, присущими нашему времени представлениями. Во время праздника корреспонденту «Дня» предложили купить венок, чтобы пустить его по воде. Но разве можно купить собственную судьбу?..

КСТАТИ

Купала в Немиринцах — огонь, вода и... национальное единство

Снопы искр от огромного костра, цветные фонари на глади пруда и в небе и как апофеоз — гигантский цветок папоротника, который расцвел на холме из залпов фейерверков самых невероятных красок. Так на ІІ Всеукраинском фольклорном фестивале «Купальские росы», который прошел 5—7 июля на Житомирщине в селе Немиринцы, объединились древние традиции и современные технологии. В воссоздании купальських обрядов во время фестиваля соревновались 17 фольклорных коллективов из восьми областей Украины, в том числе восточных, а победила четверка девушек из World music проект «Калита» Черкасской области. 6 июля в Немиринцах открыли Купальский парк, который облагородили сами сельские жители (небольшой, но весьма красивый и нарядный, с указателями, на которых обозначены расстояния к основным городам Украины и столицам мира). Как заметил основатель фестиваля, лидер партии «Украинская платформа», народный депутат Украины Павел Жебривский — это хороший пример для жителей других городов и сел Украины. Самое массовое действо началось вечером, в нем участники фестиваля, а еще студенты и выпускники Житомирского училища культуры и искусств и ансамбль национального обряда «Родослав», которыми руководил народный артист Украины Рафаил Малиновский, мастерски воспроизвели основные элементы древнего купальского обряда — изготовление Марены и Купала, обливание водой, танцы вокруг костра и прыжки через него, спускание на воду венков из трав и пр. Под конец праздника хороводы, которые водили его участники и гости, а их были тысячи, слились в «цепь единения» — символ единства украинцев, сообщает Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Житомир.

Юлиана ЛАВРИШ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ