11 февраля 40-летний британский дизайнер Александр МакКвин был найден мертвым в своей лондонской квартире. Об этом сообщили ведущие СМИ Великобритании. По предварительному заключению представителей Scotland Yard, один из гуру британской моды совершил самоубийство. Что касается причин этого фатального происшествия, то наиболее вероятная из них — смерть матери МакКвина, которая ушла из жизни за несколько дней до этого. Как известно, дизайнер был очень близок со своей матерью. Поэтому, невзирая на оптимистичную запись в блоге дизайнера («жизнь продолжается!»), которой сопровождалось печальное известие о семейной утрате, самоубийство МакКвина объясняют депрессией, вызванной именно смертью матери.
Свою собственную линию одежды под брендом Alexander McQueen, которая сейчас продается в 39-ти странах мира, дизайнер основал в 2001 году. До того — с 1997 года — он занимал должность арт-директора французского дома высокой моды Givenchy. За годы своей фешн-карьеры (фактически к миру моды он приобщился в 16 лет, бросив школу) Александр МакКвин четыре раза получал награду BFC Designer of the Year Award, которая давала ему статус лучшего дизайнера Великобритании.
Его последняя коллекция весна — лето-2010 — без преувеличения настоящее фантасмагорическое произведение искусства, образы которого, созданные вручную, оставляют далеко позади всех компьютерных «аватаров». Однако, несмотря на постоянный успех марки, Gucci Group (которой принадлежит бренд Alexander McQueen), скорее всего, распрощается с детищем МакКвина, пишет Times, ссылаясь на экспертов. Модная критика считает, что без самого МакКвина этот лейбл будет малоприбыльным и не выживет в конкурентной среде высокой моды.
Через несколько дней после смерти модельера британский модный портал Vogue.co.uk опубликовал воспоминания и мнения его коллег и друзей. Среди высказавшихся — самые громкие имена мира Haute Couture. В частности, Жан-Поль Готье и один из самых эпатажных героев французского подиума Джон Гальяно, который отмечает: «МакКвин был оригинальным, одухотворенным. Он постоянно поражал эстеблишмент своей креативностью и пониманием того, что значит быть великим британским послом моды. Его мода была революционной».
Влияние дизайнера на моду в целом анализируют фешн-критики. Несмотря на относительно молодой возраст Александра МакКвина, он успел создать уникальное лицо своей марки и повлиять на целое поколение дизайнеров. Так считает Александра Шульман, издатель журнала Vogue в Британии: «Ли (так называло дизайнера его ближайшее окружение) МакКвин повлиял на целое поколение дизайнеров. Его блестящее воображение не знало границ, когда он одну за другой создавал свои экстраординарные коллекции. С одной стороны, он был мастером фантастических, удивительных модных показов, сочетавших дизайн, технологии и перформансы, а с другой — он был современным гением, чья готическая эстетика была усвоена женщинами всего мира».
Довольно лаконично, но убедительно высказывается Филипп Трейси, известный дизайнер шляпок, с которым довелось работать МакКвину: «В мире, где каждый первый встречный вместе со своей собакой — дизайнеры, Александр МакКвин был настоящим. Его талант был «сверхзвуковым».
Невзирая на географическую отдаленность от Туманного Альбиона, украинский модный мир, уже достаточно интегрированный в мировой контекст, также почувствовал на себе эту утрату. Редактор моды журнала «Сезоны моды», фешн-критик Татьяна Хмелевская считает, что МакКвин повлиял не только на отдельных дизайнеров, но и на моду в целом: «Не только на современную. Влияние это будет чувствоваться еще на протяжении многих лет. Он был из тех дизайнеров, которые формируют будущее моды», — говорит Татьяна.
Украинский дизайнер Федор Возианов считает свое мировоззрение близким к тому, которое исповедовал Александр МакКвин. Однако речь идет не о наследовании, а об общем знаменателе в видении мира.
«Если говорить о мировой моде, то он был одним из немногих, даже одним из нескольких, кто был очень искренен в том, что делает, — говорит Федор в комментарии «Дню». — А эта черта в моде встречается довольно редко. Именно поэтому многие считали его скандальным. Хотя на самом деле это была форма искренности и неприятия вещей, которые в пределах моды стали рутинными. Его стиль я охарактеризовал бы как профессиональный. Мне довелось видеть одни из первых его работ. Они меня поразили именно потому, что были выполнены профессионально с точки зрения ремесла. Его стиль — это глубокая искренность, подкрепленная высоким уровнем профессионализма. Его волновали проблемы мирового масштаба: насилие, голод, войны, отношения между разными расами. Часто это вызывало реакцию неприятия у тех, кто привык к причесанному гламуру. Но в то же время вызывало восхищение у тех, кто еще способен на это чувство».
— Для всего мира, как и лично для меня МакКуин — настоящий профессионал своего дела, новатор с большой буквы, — подтверждает предыдущее мнение украинский дизайнер Андре ТАН. — Он первый начал делать из коллекций pret-a-porter коллекции couture. Привнес сложный крой XVIII века в стиль casual, это в первую очередь трехмерный крой и крой по косой. Использовал при создании туфель Swarovski Crystals как материал для каблуков. Это первый в мире дизайнер, который создавал настоящие театрализованные постановки из своих показов. Его модели могли ходить в здании церкви, железнодорожном депо, музее и других необычных местах. Безусловно, МакКуину подражает весь мир, и мир украинской моды — не исключение. У нас в основном наследуют сложный make up и тенденцию к театрализованности.