Откуда может рядовой гражданин, турист или инвестор получить максимум информации о городе, который его интересует? В наше время, когда активно развиваются информационные технологии, основным источником таких данных становятся городские интернет-сайты. Чаще всего их создают городские советы и помещают здесь сведения о работе местной власти, а также дают полезную информацию о культурной, спортивной жизни города, об отдыхе и досуге, то есть рассказывают обо всем том, что может заинтересовать как обитателей, так и туристов. Именно все это, когда Украина готовится к Евро-2012, чрезвычайно важно. В Европе интернет-страницы городских советов давно стали первым источником информации для потенциальных посетителей. Поэтому они пытаются сделать их привлекательными и информативными.
Чтобы определить, как работают в этом направлении украинские города и какой из них является наиболее открытым и привлекательным для общения с гражданами, компания PRP Group при поддержке Американской торговой палаты в Украине, Британского совета в Украине и Ассоциации украинских городов провела исследование «Веб-город-2010: представление наиболее украинских городов в сети интернет». Первая волна исследования охватила Киев, Одессу, Львов, Днепропетровск, Луганск, Винницу, Харьков, Запорожье и Николаев.
Работу веб-сайтов других городов эксперты проанализируют в сентябре этого года. Оценивали города по таким критериям: поиск — легко ли найти веб-сайт городского совета в поисковых системах, также принимали во внимание дизайн, структуру и информационное наполнение. Лучше всего за всеми этими показателями работают веб-страницы Одессы, Львова и Киева. Последнее место в рейтинге занимает Днепропетровск.
— Официальный сайт города — это площадка для взаимодействия власти, городского общества и активных общественных, культурнических и бизнесовых групп, — рассказала президент PRP Group Наталья Попович. — Все эти стороны заинтересованы во взаимодействии, чтобы сделать свой город лучшим. Но, как показало наше исследование, не все сайты соответствуют уровню порталов европейских городов. В большинстве из них отправной точкой для подачи информации являются органы власти, а не пользователи и аудитория, как это сделано, например, на сайте Глазго. Также нет разделения информации для жителей, туристов, бизнеса и инвесторов. Часто сайты оформлены слишком консервативно, без новых дизайнерских идей, а это тоже важно, ведь первое, что бросается в глаза пользователю, — это цветовая гамма, наличие фотографий и т.д.
По мнению организаторов исследования, робота городских веб-сайтов в Украине пока еще на невысоком уровне. Работать нужно над тем, чтобы информация излагалась несколькими языками (кроме украинского, еще по-русски и по-английски), что важно для привлечения иностранных туристов. Также нужно избегать справочно-архивных и отчетных материалов, ведь для потребителя намного полезнее прочитать, что интересного происходит в городе, какие конкурсы или фестивали проводятся и т.п. И больше помещать иллюстративного материала.
— В ходе исследования мы изучили, насколько наполнение сайта отвечает целевым потребностям аудиторий, что важно для развития туризма и вкладывания инвестиций, — отметила вице-президент PRP Group Арина Сатовская. — Лучше всего в этом плане представленный Львов, Одесса и Винница, где есть отдельные разделы для туристов. Очень удивляет подход Киева, поскольку подраздел о туризме дублирует подраздел «Киев для жителей». Здесь идет речь о Киеве в годы Великой Отечественной войны, есть афиша театров, экстренные телефоны в городе, в сущности, телефонный справочник Киева (информация не очень полезна для туриста). Но информации, которая была бы полезна и привлекательна для туристов, на сайте нет. Также недостатком является то, что сайты не всегда предоставляют такие данные, как адреса, контакты или электронный почтовый ящик городских советов. Только Луганск, Винница и Киев имеют на главной странице эти данные. В случае Львова и Днепропетровска недостает по одному из элементов, а, например, в Донецке единственный контакт — это обратная форма электронной почты, которая не очень способствует открытости и прозрачности в работе власти. Также бросается в глаза отсутствие стандартов при оформлении названий сайтов. Так, некоторые города используют такие домены, как dniprorada.gov.ua или city.harkov.ua, а сайт Донецка назван фамилией городского председателя — lukyanchenko. donetsk.ua. По-разному работали и дизайнеры сайтов. Например, на веб-странице Киевского горсовета очень мало фотографий с панорамами города, зато есть фото мэра и его заместителей.
Однако исследование проводилось не так для того, чтобы покритиковать работу веб-сайтов городов, а с целью посоветовать, как сделать так, чтобы украинские регионы были услышаны и замечены туристами, инвесторами и общественностью в Украине и за рубежом. Теперь такие советы и рекомендации уже есть, остается только прислушаться к ним и выполнить.