Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Карпаты как объект и субъект искусства

В Шешорах прошел III Международный фестиваль этнической музыки и ленд арта
20 июля, 2005 - 20:05
ПОДУЧИВШИСЬ ТАНЦЕВАТЬ НА МАСТЕР-КЛАССАХ И ОДЕВ ГУЦУЛЬСКИЕ ВЫШИВАНКИ, МОЛОДЕЖЬ СО ВСЕЙ УКРАИНЫ ИСКАЛА НОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ ВОСТОЧНЫХ, УКРАИНСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ МОТИВОВ / У ШЕШОРАХ, КАК НЕ УДИВИТЕЛЬНО, НЕ ДЕВУШКИ, А ПАРНИ ДАВАЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ ИЗ СЕНА УЗЛОВУЮ ЛЯЛЬКУ-МОТАНКУ

В живописное гуцульское село Шешоры, что на Ивано-Франковщине, влюбляешься с первого взгляда. Оно тянется вдоль горной речки Пистенька, которая на территории села спадает несколькими небольшими водопадами, и где бы ты не был — в центре или на окраинах — возле тебя — смерековые леса, ели, сочно-зеленые опушки и обвитые синим туманом горы. Здесь ездят только несколько бричек, в которые запряжены маститые, со странными кличками кони (одного из них, например, зовут Лысый), а на местной автозаправке даже не указаны цены на бензин (непротоптанная тропинка и закрытые двери указывают на то, что пользуются ею очень редко). А если кто-то увидел горные тропки впервые и не может справиться с подъемом, то местные жители охотно могут подвезти на повозке и, чтобы завести разговор, рассказать легенду о происхождении названия, которое теперь носит село. «Когда путешественники искали сюда дорогу, то им отвечали: «Еще шуруй!» — улыбаясь, рассказывает старый дедушка. — Может, из-за этого его так и назвали». Вот сюда и «шурует» на три июльских дня уже третий год подряд III Международный фестиваль этнической музыки и ленд арта с одноименным названием «Шешоры».

ГАЛЕРЕИ И МАСТЕРСКИЕ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

На «Шешорах» все просто и демократично. Хочешь — живи на берегу реки в палаточном городке, хочешь — в палатках на дворе гуцулов, а хочешь — в уютном местном домике. Хочешь отведать «фирменной» пищи, как, например, сырные «кончики», пирожки, в которых обычно начинки больше чем теста, бануш или кулеш — пожалуйста. Хочешь научиться плести соломенных бычков, рисовать по стеклу, делать узловую ляльку-мотанку или ковать подкову — пожалуйста. А охочих — не счесть. Практически из каждого рюкзака выглядывала своя лялька- мотанка и пахло душистое гуцульское сено. Причем, как не удивительно, кукол активно делали и девушки, и юноши. У ребят, конечно, куклы имели более женские формы. Создавалось впечатление, что такое чудо они делают уже не впервые. «Нужно обязательно начинать с головы. Следует намотать сено по такой же технологии, как делают дидух. А потом тщательно обматывать его яркими нитками. Можно добавлять и ткань, — советовал мне один парень. — Будет у тебя настоящий оберег». Кстати, как рассказала мастерица Людмила Тесленко-Пономаренко, раньше, прежде чем положить в колыбель новорожденного ребенка, туда клали Лялю. По поверьям, Ляля забирала оттуда весь негатив.

Немало людей на фестивале носились и с кисточками, чтобы успеть порисовать на стекле. Говорят, что по Украине эта традиция так распространилась именно с Гуцульщины. Ту же бабочку или ромашку просто грех было не нарисовать. Сначала желающие зажимали стекло в рамку, чтобы и руки были целы, и стекло держалось. Брали масляную краску, тушь, колонковые косточки, фисташковый или пихтовый лак — и рисовали, как уже у кого работала фантазия. Кто-то начинал с графики, кто-то — с обычной кляксы. Но когда руки и носы в краске, это уже было не важно. А те, кто не зачислял себя в ряды художников-энтузиастов, могли просто купить раритетный гуцульский сувенир. Потому что было все, чего душа пожелает. И свиты, и вышиванки, и глиняная посуда, и ожерелья, и плахты, даже старые семейные фото, снятые на полонинах... Охочим до шуток и развлечений также было чем заняться. Греческие, болгарские, восточные и украинские танцы держали в ритме и знакомили с культурой соответствующего региона.

КАРТИНЫ, СМЫТЫЕ ДОЖДЕМ

В Шешорах при случае отмечают, что сочетание этномузыки и ленд арта — не случайно. Ведь и первое, и второе базируется на гармоничных отношениях человека и мира, который его окружает. Наверно, каждый из нас хотя бы раз в жизни наблюдал как колоски пшеницы ложатся так, что когда смотришь сверху, то все поле превращается в «зебру». И кто при этом не затаивал дыхание? А с помощью ленд арта можно получить ещебольше. «Можно завершить несовершенство и не ставить вопроса об уместности», — говорят художники о лендарте или, как еще говорят, «искусстве окружающей среды». Сделать землю посреди карпатских гор объектом и субъектом искусства и пытались такие художники, как Андрей Гуренко, Юлия Толмачова, Илона Сильваши, Ярослав Присяжнюк, Жанна Кадырова и другие. Опираясь на использование реального пейзажа как главного художественного материала, художники раскрашивали скалы (кстати, только естественными материалами, например, мелом), дорисовывали горные тени, собирали камни, тем самым как будто пытаясь вернуть искусство в природу. Путешествуя вдоль реки, можно было натолкнуться на огромную рыбину, сплетенную из сухих ветвей деревьев и свисающую над водопадом, заглянуть в подвешенные над речкой флюорографические снимки или увидеть, как над тобой возвышается выточенная из дерева птица. Жаль только, что ленд арт, требуя от мастера немалых затрат и энергии, может быть разрушен природой за несколько минут. Единственным упоминанием остаются только фото тех работ, которыми уже успели полюбоваться чьи- то глаза, а, возможно, их смоет дождем или рекой и они так и останутся никем не оцененные.

ЭТНОЗРЕЛИЩЕ БЕЗ ГРАНИЦ

А каждый вечер на фестивальной площадке начиналось этнозрелище без правил и границ. Разношерстная по возрасту и вкусам публика общалась, как говорится, без препятствий, делила друг с другом пиво или вино, играла на козе-дуде, барабанах или дрымбах и танцевала в вышиванках и душистых цветочных венках украинские народные танцы под музыку разнообразных групп. Открылся же фестиваль так называемой новой сценой, где были представлены группы, которые впервые играют на «Шешорах». На второй день была джазовая сцена, где играли этноджазовые коллективы из Молдовы, Болгарии и Украины, а на третий — фолковая с народными коллективами Восточной, Центральной и Западной Украины, Горного Алтая и аутентичной музыкой. В этом году Шешоры пели с 32 коллективами, которые прибыли из Польши, Молдовы, Болгарии, России, Словаччины, Франции, Чехии и Украины. Можно было услышать все: свадебную музыку и лирические песни группы «Буття»; этнорок, акустические инструменты (виолончель, флейта), конги, тамтамы и обращения к скандинавской, балканской и арабской традициям в сочетании с украинским мелосом гурту «Вий»; балканскую и кельтскую народную музыку в интерпретации украинских музыкантов из «Гурт Йо’Гурт»; украинские народные песни обрядового цикла и элементы мистерии этнохаос группы «ДахаБраха»; музыку Карпатии в исполнении «Бурдона»; смесь англосаксонского рока и традиционной бретонской музыки от французского «Red Cardell» и регги, рок, транс, поп и реп от польского «Habakuk»; лемковскую и гуцульскую музыку (бубен, виолончель, гитара, мандолина, цимбалы, скрипка, чуринга, уд и тому подобное) «Оркестра св. Николая», почувствовать влияние украинского мелоса в старых и новых песнях группы «Гайдамаки» и легкость, юмор, беззаботность от «Перкалабы» и тому подобное. Однако своей неординарностью больше всего поразил этнохаос группа «ДахаБраха». Действительно, девушки из группы доказали, что этническая музыка позволяет не только восстанавливать, но и создавать новое. Древние и современные, христианские и мусульманские мотивы с помощью индийских табл, буддийского гонга, виолончели, маракасов, русских трещоток на шешорских просторах на глазах у зрителей перерастали в мистическое действие, к которому могли примкнуть все желающие. Конечно, такого случая не пропустили местные жительницы, из которых можно было бы уже давно создавать этноколлектив: каждая просто в совершенстве знает в нем свою роль. Они благодарили группу «ДахаБраха» за песни, танцы, очаг, печеный на нем хлеб и уважение к национальным традициям. А вскоре уже все село сможет поблагодарить фестиваль за выделенный мусоровоз, которого в этой курортной зоне никогда не было (на фестивале мусор собирали добровольно организованные бригады молодежи), за сохранение окружающей среды и местных традиций.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Александр ЯРМОЛА, группа «Гайдамаки»:

— Впечатления просто фантастические. Очень классное село, публика, настроение и много свободы. В этом году уже намного больше людей, чем было в прошлом. Более праздничная и позитивная атмосфера. Больше гостей из-за границы. Следовательно, фестиваль приобретает там популярность. Хотелось бы, чтобы побольше было в Украине таких фестивалей как «Шешоры» или «Країна мрій». Впечатление от групп не такое возвышенное. Но знаю почему. Фестиваль имеет финансовые проблемы и приезд заграничных групп и их гонорары оплачивали различные культурные центры, действующие в Украине. Украинские же группы работали без гонораров. Поэтому украинским бизнес-структурам следовало бы более внимательно относиться к этническим фестивалям.

Владислав ТРОИЦКИЙ, Центр современного искусства «ДАХ»:

— Фестиваль только развивается. Хорошо было бы, если бы побольше было площадок на природе. Это лучше, чем сцена. Мы уже говорили с организаторами, что на следующий год сделаем несколько площадок. Относительно публики, то у нее немножко не хватает культуры. Но это не проблема. Она должна воспитываться. И благодаря таким фестивалям, в частности. А так все хорошо. Думаю, мы каждый год будем делать премьеру специально для Шешор.

Юлия ЗИНЧЕНКО, группа «СполохЪ»:

— В первую очередь хочу сказать, что этнический фестиваль в Шешорах мне нравится больше, чем фестиваль Скрипки «Країна Мрій». Это связано и с местом проведения фестиваля (посреди живописной и практически первозданной природы Карпатских гор), и с людьми, приезжающими на фестиваль. Быть может, из-за доступности «Країни» в Киеве, туда приходит много людей, которым просто негде провести время. В Шешорах все не так: слушатель целенаправленно приезжает уже настроенный на этнический лад фестиваля, преодолевая сотни километров. Конечно же, если бы фестиваль проходил в выходные дни, то зрителей было бы значительно больше. Прошлый фестиваль также проходил среди недели, он был приурочен к празднику Ивана Купалы и назывался «Братки». Так что в этом году концепция фестиваля была частично утеряна. Что касается организации фестиваля, то здесь были приятные сюрпризы: привезли — отвезли, есть где жить, есть что поесть, инструменты под охраной (это в сравнении с другими фестивалями, где обычно музыканты просто предоставлены самим себе). Что касается команд, то мне, например, больше понравился первый день — «новая сцена». Думаю, этот день по звучанию был наиболее цельным. Второй день — этноджаз — подарил безусловно яркие впечатления от выступления «MARACA» и театрального действа Центра современного искусства «ДАХ», сопровождаемого украинскими и русскими народными песнями в исполнении «ДахаБрахи». Ну, а третий день был самым потерянным. Думаю, организаторам стоило воспользоваться опытом прошлого года, когда чистая аутентика звучала в первый день и без каких-либо вкраплений современной музыкальной культуры. А в этом году она просто потерялась в жестком звучании гитар и духовых секций. А в общем фестиваль прошел здорово: красивых и умных людей, много замечательной музыки и интересных мастер-классов! Низкий поклон организаторам. Очень хочется, чтобы фест «Шешоры» стал доброй традицией, которая бы развивалась и никогда не прерывалась.

Юлия КАЦУН, фото Мирослава КУШНИРЕНКО, Киев — Шешоры — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ